Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Идиот пошел не тот

В «Гоголь-центре» показали новый спектакль Кирилла Серебренникова «Идиоты»

В театральном «Гоголь-центре» показали новый спектакль Кирилла Серебренникова «Идиоты», поставленный по мотивам одноименного фильма Ларса фон Триера.

В стоящую на сцене клетку заводят обвиняемого Елисея по кличке Ель (Андрей Кузичев), который на вопрос женщины в судейской мантии (Ольга Науменко), понятно ли ему предъявленное обвинение, отвечает отрицательно. Ровно такой диалог могли наблюдать те, кто следил за процессом над участницами группы Pussy Riot: три девушки едва не вывели судью из себя, поочередно отказываясь понимать, в чем их обвиняют. Зал суда становится рестораном быстрого питания, квартирой, бассейном, вновь квартирой, клетка — остановкой, затем комнатой, вновь клеткой, Ель — идеологом и лидером группы людей, примеряющих на себя роль инвалидов ума, настоящее время — прошлым.

За основу спектакля «Идиоты» худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова взят сценарий одноименного фильма Ларса фон Триера о группе молодых людей, живущих коммуной в пустой вилле и разбавляющих скуку то высвобождением из себя «внутренних идиотов», то групповым сексом у себя дома и приведением общественности в ступор своим поведением на людях. Это вторая часть проекта, в рамках которого на сцену переносится кино. Месяц назад московскую версию «Рокко и его братьев» Лукино Висконти здесь представил кинорежиссер Алексей Мизгирев. В ближайшем будущем — премьера Владислава Наставшева по мотивам картины Райнера Вернера Фассбиндера «Страх съедает душу».

«Идиоты» фон Триера были созданы в соответствии с обетом целомудрия манифеста «Догма 95», включавшим в себя 10 правил. Изложенные в них запреты и установки обращались против иллюзорности в кино. Снимать на натуре и с рук. Не использовать фонограмму, световые и оптические эффекты. Снимать про здесь и сейчас. Не умирать понарошку. Вообще обходиться без «понарошку».

Серебренников меняет слово «фильм» на «спектакль» и придумывает свою версию «Догмы»: ее правила выводятся до появления действующих лиц на установленные в углах сцены экраны.

Там есть про правду жизни героев, и режиссер определенно стремится к ней, но не очень понятно, как он соотносит с заимствуемыми правилами условность театральных приемов, сценографии — порой весьма удачных.

Две параллельно наклеенные ленты рассекают квадрат сцены — разделенная двумя сплошными дорога, по которой проносятся мимо героев машины: мелькают направленные осветителем фонари, один из артистов озвучивает приближающийся и удаляющийся гул в микрофон. Те же ленты, но больше равномерно распределенных линий — дорожки плавательного бассейна. Вместо воды — синие мусорные мешки.

А еще лентами можно нанести на паркет очертания комнат квартиры, в которой живут герои, и это будет похоже уже на город Догвилль из еще одного фильма Ларса фон Триера. В «Догвилле» датчанин, правда, с «Догмой» прощался, наглядно показывая, как кино может существовать и в насквозь условном пространстве.

Серебренников отказывается выбирать.

Была у Триера одна система, потом другая, срифмовавшаяся с театром. У Серебренникова — театр, в котором ставят киносценарий, в связи с чем режиссер решает зарифмовать все со всем. Тем более что Триер в «Догме 95» выступал против индивидуального кино и мордования зрителя красотой, а потом сам стал «автором» и вломил всем — падающим младенцем и желудями в «Антихристе», нависшей планетой и полями для гольфа в «Меланхолии». В общем, получается, обманул. Ну а в театре сгодится все, что приглянется: визуальные рифмы, политические рифмы, метафоры пожирнее и правда жизни пожестче.

Герои датского фильма 1998 года посмеивались, когда называли себя группой: мол, как будто про рок-группу речь. В России же сегодня две главные группы — это арт-группа «Война» и панк-группа Pussy Riot, которая тоже не то чтобы только про музыку.

А если так, то, значит, и суд будет. И еще у нас толерантности маловато, поэтому здешним «идиотам», конечно, достанется еще сильнее. Это у Триера брутальные мужики в татуировках сами отведут в туалет мычащего паренька и «чемпиона» подержат. Наших же мнимому инвалиду ума сначала придется пристыдить, а потом то, что должно было стать поиском «внутреннего идиота» в себе, в очередной раз обернется балаганом.

В Дании 1990-х слова «В чём смысл этого общества, которое становится всё богаче и богаче, но никто от этого не становится счастливее?» отсылали к черной дыре внутри обитателя сытого, спокойного общества всеобщего благоденствия. Тот был защищен со всех сторон социальными обязательствами государства и всеобщей толерантностью, но мучился от буржуазного лицемерия.

В России 2013-го воспроизведенная дословно реплика порождает кучу вопросов.

Нет тут никакого общества всеобщего благоденствия, и спокойствия нет. А есть фрустрированные люди во фрустрированном городе, есть суды, есть клетки, есть «Война» и Pussy Riot, есть законы о ярлыках, которые неплохо бы повесить на подозрительно деятельных, о защите детей от химер и о запрете неугодных видов любви, есть Болотная.

Есть много чего еще — и желание как-то все это осмыслить.

Серебренников вываливает узнаваемые образы и хватается за возникающие параллели, но сообщить о той реальности, которую заносит тяжелым ветром перемен в его спектакль, автору нечего: в какой-то момент появляется скандальная журналистка, чтобы предложить последнему «идиоту» стать «мурзилкой» — в этот момент спектакль окончательно оформляется в политический шарж.

Можно сослаться на то, что у нас не Дания: какая страна, такие и идиоты. Когда-то были как князь Мышкин, а теперь измельчали, стали сумбурные и бессмысленные.

Еще у Триера в фильме звучит «Лебедь» Камиля Сен-Санса. У нас эту музыку, под которую танцевали «Умирающего лебедя» Анна Павлова и Майя Плисецкая, частенько путают по балетной линии с «Лебединым озером» Петра Ильича Чайковского, которое не только национальное достояние и духовная скрепа, но еще и вестник революции, который чуть что звучит по всем телеканалам. Когда один из участников группы предлагает заказчику мероприятия для «серьезных», «хмурых» людей, станцевать в пачках на сцене Большого театра, он рассчитывает на скандал, а его шеф впадает в панику. В ответ же — инфернальный смех одобрения. Это уже не Триер, это Пелевин.

На этих белых пачках клином сходятся проклятые вопросы: тут и революционная ситуация, и великое наследие, и ура-патриотизм, не отделимый от невежества, и тяга к прекрасному.

Когда девушка с травмированной душой Маша (яркая Ольга Добрина) остается один на один с родственным героем пластичного Филиппа Авдеева и отрывается от реальности, она встает на пуанты. Танец вернется еще раз — в самом конце.

Если Триер и провоцировал социальную реальность, то это был самый очевидный, внешний слой, под которым пленка сохраняла присутствие живых людей. Их достоверность была равно сильна, когда внешний конфликт был очевиден, как в сцене разлучения беззащитных аутсайдеров, и когда он прорывался сквозь глухоту реакций, как в пронзительном финале. Серебренников зачем-то пережимает каждую линию:

вместо погибшего младенца — убиенный, вместо надлома и разочарования — нагромождение из покойника за решеткой, угрозы пожара и явления фрейдистской тетушки (вновь Ольга Науменко).

Фильм Триера выстраивался вокруг фигуры пришелицы, обладательницы «золотого сердца» и носительницы подлинной трагедии, которую привязывало к группе, казалось бы, случайное движение руки. В спектакле ее играет Оксана Фандера, хрупкая и сильная, наблюдающая извне и проникающая вглубь себя и других. Того самого «внутреннего идиота» вслед за героями первоисточника ищут только она и упомянутая выше пара влюбленных, пока окружающие разыгрывают сцены из политической повестки дня. В Дании его поиск оказывался более осмысленным и даже оптимистичным, чем в России.

Новости и материалы
Маск одним словом отреагировал на новость о рождении у него 13-го ребенка
Ученые обнаружили грибы, способные разрушать пластик в океане
Еще одно землетрясение произошло у побережья Южных Курил
Нетаньяху призвал разоружить «Хезболлу»
Apple отложила дату выхода части нейросетевых функций
Глава МИД Франции прокомментировал позицию ЕС по территориальным уступкам Украины
Появилась карта интересующих Трампа ресурсов Украины
Названы три серьезных неисправности автомобилей LiXiang в России
Во Франции подтвердили, что Париж проведет саммит ЕС по безопасности
Путин наградил медалями Пушкина троих казахстанцев
Шторм выбросил на пляжи Кубани новые фракции мазута
Ученые выяснили, как долго длится «послевкусие» от секса
В Британии предсказали ухудшение позиций ВСУ к лету
Житель Белгородской области получил ранение в результате удара ВСУ по машине
Украинского баскетболиста сняли с поезда по пути в Латвию
Пятеро мигрантов изнасиловали школьницу в российском городе
Президент Финляндии прокомментировал проведение Мюнхенской конференции
Нетаньяху: поддержка США поможет Израилю достичь целей в Газе
Все новости