Ирина Антонова уходит с поста директора Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина, который она занимала 52 года. Антонова станет президентом музея, а ГМИИ возглавит Марина Лошак — российский куратор и галерист, основатель галереи «Проун» и теперь уже бывший директор музейно-выставочного объединения «Манеж».
О перестановках в ГМИИ имени Пушкина на брифинге, который прошел в Итальянском дворике, объявил министр культуры Владимир Мединский: он назвал Антонову «человеком-легендой» и напомнил, что приказ о её назначении подписывала Екатерина Фурцева.
«Я люблю музей, я благодарна музею за свою жизнь в музее во все эти годы и благодарна всем вам — с кем в течение многих лет мы успешно работали», — сказала Антонова, выразив надежду, что её опыт будет полезен новому руководству.
Ирина Антонова возглавляла ГМИИ имени Пушкина с февраля 1961 года, а работать туда пришла весной 1945 года, сразу после окончания Московского университета, где ее научной темой было искусство итальянского Возрождения. В 1949 году деятельность музея подверглась существенному сворачиванию, в здании на Волхонке разместилась выставка подарков Сталину, однако после смерти вождя ГМИИ восстановил свой прежний формат. С назначением Ирины Антоновой на должность директора для музея наступил «золотой век», в немалой степени связанный с международным сотрудничеством — в советские годы здесь проходили знаменитые гастрольные выставки и реализовались совместные проекты вроде легендарного показа «Москва–Париж». В 1981 году Антонова вместе со Святославом Рихтером основала музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», проходящий в стенах музея и поныне.
В постсоветский период Ирина Александровна продолжала развивать тему международной кооперации, а во «внутренней политике» главной ее целью стало расширение музейных владений.
Руководствуясь заветом Ивана Цветаева, инициатора и первого директора Музея изящных искусств в Москве, Антонова планомерно добивалась перевода в собственность ГМИИ близлежащих строений и использовала свое влияние для получения бюджетного финансирования на их реконструкцию.
Нынешняя концепция развития ГМИИ имени Пушкина предполагает создание к 2018 году так называемого музейного городка, объединенного общим подземным пространством.
Правда, в последнее время этот проект испытывает серьезные трудности – в частности, «зарублен» план по возведению выставочного комплекса, спроектированного Норманом Фостером совместно с «Моспроектом-5» и Сергеем Ткаченко.
Марина Лошак рассказала «Газете.Ru», что создание «музейного квартала» останется главной заботой ГМИИ, работа по нему будет продолжена даже в большем объеме, чем было запланировано.
За счет чего будет увеличен объём проекта, новый директор не раскрыла.
«Ирина Александровна возглавляла музей 52 года – и понятно, что это целая эпоха в жизни ГМИИ, — рассказал «Газете.Ru» старший научный сотрудник НИИ Российской Академии художеств Андрей Толстой. — В виду задач, которые сейчас стоят перед ГМИИ, такое кадровое перемещение вполне логично: музею в ближайшее время предстоит строительство и реконструкция.
Необходимость заниматься административно-хозяйственной деятельностью Антонову всегда тяготила: она много раз признавалась, что хотела бы тратить больше времени на искусство».
Представляя нового директора, Антонова заявила, что Марина Лошак способна оценить многообразие деятельности, которое характеризует ГМИИ, и попросила своих коллег принять её со всем свойственным Пушкинскому музею радушием.
Марина Лошак родилась в Одессе, училась в тамошнем университете на филологическом факультете, работала в Одесском государственном литературном музее, а после переезда в Москву в 1986-м — в Государственном музее Маяковского. Дальнейшая ее карьера долгое время была связана с частными структурами — так, в 1999–2003 годах она была директором Московского центра искусств на Неглинной, принадлежавшего тогда банку «СБС-Агро». В 2007 году вместе с Марией Салиной открыла галерею «Проун» на «Винзаводе», а в июле 2012-го заняла должность арт-директора музейно-выставочного объединения «Столица», вскоре переименованного в «Манеж». В состав объединения, помимо Центрального выставочного зала, входят также «Новый Манеж», музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница» и ряд других столичных площадок.
Назначение Марины Лошак главой ГМИИ Андрей Толстой назвал логичным шагом.
«Марина Девовна — профессионал области в музейно-выставочной деятельности, а именно эта сфера стала приоритетной в жизни институции при Антоновой», — заметил он. По его словам, не стоит ожидать резких смен политики музея в связи с приходом нового директора.
«Скорее откроются новые грани. Уверен, что будет больше выставок, на которых кураторы сопоставляют образцы современного и классического искусства — почин им дала прежний директор», — заключил Андрей Толстой.
Последние месяцы вся музейная общественность обсуждала инициативу Ирины Антоновой о воссоздании в Москве Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ), включавшего в свой состав произведения из коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова и упраздненного в 1948 году. Эта идея была высказана Антоновой во время прямой линии с Владимиром Путиным — и сразу же раскритикована Михаилом Пиотровским, директором Эрмитажа, в котором хранится часть картин импрессионистов и постимпрессионистов из собрания ГМНЗИ. Экспертный совет, созванный Минкультуры, также не поддержал Антонову. По большинству прогнозов, идея воссоздания ГМНЗИ в том виде, как это было представлено Ириной Александровной, реализована не будет.
Мединский на вопрос о ГМНЗИ ответил, что этот вопрос — большая история, решение будет принимать президент, но ожидать перемещения музейных ценностей в ближайшее время не стоит. По словам Лошак, переговоры с Эрмитажем о судьбе бывшего музея нового западного искусства продолжаются.
По словам советника президента и директора музея-усадьбы «Ясная Поляна» Владимира Толстого, уход Антоновой с поста директора не связан со спором вокруг коллекций ГМНЗИ.
«Ирина Александрова готовилась к тому, что ей придется кому-то передать руководство музеем. И важно то, что эта передача происходит с её одобрения и согласия», — сказал Владимир Толстой «Газете.Ru», добавив, что было много кандидатур, которые согласовывали и с Антоновой, и с Минкультуры, и с правительством, с президентом.
«Вклад Ирины Александровны в развитие ГМИИ огромен, и важно, чтобы её авторитет и международные связи остались в музее», — заключил Владимир Толстой.