Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Ирину Антонову выдвинули в президенты

Ирина Антонова уходит с поста директора ГМИИ, который занимала 52 года. Ее сменит Марина Лошак

Ирину Антонову на посту директора ГМИИ имени Пушкина сменит Марина Лошак — куратор, основатель галереи «Проун» и глава МВО «Манеж». Антонова останется в музее в качестве президента.

Ирина Антонова уходит с поста директора Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина, который она занимала 52 года. Антонова станет президентом музея, а ГМИИ возглавит Марина Лошак — российский куратор и галерист, основатель галереи «Проун» и теперь уже бывший директор музейно-выставочного объединения «Манеж».

О перестановках в ГМИИ имени Пушкина на брифинге, который прошел в Итальянском дворике, объявил министр культуры Владимир Мединский: он назвал Антонову «человеком-легендой» и напомнил, что приказ о её назначении подписывала Екатерина Фурцева.

«Я люблю музей, я благодарна музею за свою жизнь в музее во все эти годы и благодарна всем вам — с кем в течение многих лет мы успешно работали», — сказала Антонова, выразив надежду, что её опыт будет полезен новому руководству.

Ирина Антонова возглавляла ГМИИ имени Пушкина с февраля 1961 года, а работать туда пришла весной 1945 года, сразу после окончания Московского университета, где ее научной темой было искусство итальянского Возрождения. В 1949 году деятельность музея подверглась существенному сворачиванию, в здании на Волхонке разместилась выставка подарков Сталину, однако после смерти вождя ГМИИ восстановил свой прежний формат. С назначением Ирины Антоновой на должность директора для музея наступил «золотой век», в немалой степени связанный с международным сотрудничеством — в советские годы здесь проходили знаменитые гастрольные выставки и реализовались совместные проекты вроде легендарного показа «Москва–Париж». В 1981 году Антонова вместе со Святославом Рихтером основала музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», проходящий в стенах музея и поныне.

В постсоветский период Ирина Александровна продолжала развивать тему международной кооперации, а во «внутренней политике» главной ее целью стало расширение музейных владений.

Руководствуясь заветом Ивана Цветаева, инициатора и первого директора Музея изящных искусств в Москве, Антонова планомерно добивалась перевода в собственность ГМИИ близлежащих строений и использовала свое влияние для получения бюджетного финансирования на их реконструкцию.

Нынешняя концепция развития ГМИИ имени Пушкина предполагает создание к 2018 году так называемого музейного городка, объединенного общим подземным пространством.

Правда, в последнее время этот проект испытывает серьезные трудности – в частности, «зарублен» план по возведению выставочного комплекса, спроектированного Норманом Фостером совместно с «Моспроектом-5» и Сергеем Ткаченко.

Марина Лошак рассказала «Газете.Ru», что создание «музейного квартала» останется главной заботой ГМИИ, работа по нему будет продолжена даже в большем объеме, чем было запланировано.

За счет чего будет увеличен объём проекта, новый директор не раскрыла.

«Ирина Александровна возглавляла музей 52 года – и понятно, что это целая эпоха в жизни ГМИИ, — рассказал «Газете.Ru» старший научный сотрудник НИИ Российской Академии художеств Андрей Толстой. — В виду задач, которые сейчас стоят перед ГМИИ, такое кадровое перемещение вполне логично: музею в ближайшее время предстоит строительство и реконструкция.

Необходимость заниматься административно-хозяйственной деятельностью Антонову всегда тяготила: она много раз признавалась, что хотела бы тратить больше времени на искусство».

Представляя нового директора, Антонова заявила, что Марина Лошак способна оценить многообразие деятельности, которое характеризует ГМИИ, и попросила своих коллег принять её со всем свойственным Пушкинскому музею радушием.

Марина Лошак родилась в Одессе, училась в тамошнем университете на филологическом факультете, работала в Одесском государственном литературном музее, а после переезда в Москву в 1986-м — в Государственном музее Маяковского. Дальнейшая ее карьера долгое время была связана с частными структурами — так, в 1999–2003 годах она была директором Московского центра искусств на Неглинной, принадлежавшего тогда банку «СБС-Агро». В 2007 году вместе с Марией Салиной открыла галерею «Проун» на «Винзаводе», а в июле 2012-го заняла должность арт-директора музейно-выставочного объединения «Столица», вскоре переименованного в «Манеж». В состав объединения, помимо Центрального выставочного зала, входят также «Новый Манеж», музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница» и ряд других столичных площадок.

Назначение Марины Лошак главой ГМИИ Андрей Толстой назвал логичным шагом.

«Марина Девовна — профессионал области в музейно-выставочной деятельности, а именно эта сфера стала приоритетной в жизни институции при Антоновой», — заметил он. По его словам, не стоит ожидать резких смен политики музея в связи с приходом нового директора.

«Скорее откроются новые грани. Уверен, что будет больше выставок, на которых кураторы сопоставляют образцы современного и классического искусства — почин им дала прежний директор», — заключил Андрей Толстой.

Последние месяцы вся музейная общественность обсуждала инициативу Ирины Антоновой о воссоздании в Москве Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ), включавшего в свой состав произведения из коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова и упраздненного в 1948 году. Эта идея была высказана Антоновой во время прямой линии с Владимиром Путиным — и сразу же раскритикована Михаилом Пиотровским, директором Эрмитажа, в котором хранится часть картин импрессионистов и постимпрессионистов из собрания ГМНЗИ. Экспертный совет, созванный Минкультуры, также не поддержал Антонову. По большинству прогнозов, идея воссоздания ГМНЗИ в том виде, как это было представлено Ириной Александровной, реализована не будет.

Мединский на вопрос о ГМНЗИ ответил, что этот вопрос — большая история, решение будет принимать президент, но ожидать перемещения музейных ценностей в ближайшее время не стоит. По словам Лошак, переговоры с Эрмитажем о судьбе бывшего музея нового западного искусства продолжаются.

По словам советника президента и директора музея-усадьбы «Ясная Поляна» Владимира Толстого, уход Антоновой с поста директора не связан со спором вокруг коллекций ГМНЗИ.

«Ирина Александрова готовилась к тому, что ей придется кому-то передать руководство музеем. И важно то, что эта передача происходит с её одобрения и согласия», — сказал Владимир Толстой «Газете.Ru», добавив, что было много кандидатур, которые согласовывали и с Антоновой, и с Минкультуры, и с правительством, с президентом.

«Вклад Ирины Александровны в развитие ГМИИ огромен, и важно, чтобы её авторитет и международные связи остались в музее», — заключил Владимир Толстой.

Новости и материалы
Жительница Мелитополя передала данные Украине и получила 14 лет за госизмену
Два европейских лидера сообщили, что поедут в Москву на парад Победы 9 мая
Минобороны Белоруссии сообщило, какой город защитит ЗРК «Тор-M2»
В СК Чебоксар возбудили дело о халатности после инцидента в школе
Суд взыскал с бывшего вице-губернатора Петербурга 2,685 млрд рублей в пользу Тимченко
Представлен флагманский смартфон Nubia Z70 Ultra с «камерой-невидимкой»
В США заявили о решении Байдена подставить Трампа
В России закрепят понятие «студенческая семья»
Поездка в троллейбусе закончилась для пенсионерки из Петербурга реанимацией
Принятая за простуду болезнь британца спровоцирована плотоядной бактерией
В МИД РФ отреагировали на вето США на резолюцию о прекращении огня в Газе
На Урале россиянин истязал и бросал на пол двухлетнюю дочь сожительницы
В ФНС пообещали оценить прозрачность системы выплат за мигрантов
Ультраправый израильский министр призвал присоединить Западный берег Иордана
Глюкоза заявила, что оставила «большой шрам на сердце» дочери
Телеведущая Эллен Дедженерес покинула США из-за победы Трампа
В России запретят научную информацию и статистику о VPN
Водителям назвали стоимость базового набора для подготовки машины к зиме
Все новости