Нынешняя церемония вручения Премии Кандинского во второй раз проходила в здании бывшего кинотеатра «Ударник», которое после реконструкции должно превратиться в музей современного искусства. Пока же здесь сохраняется конфигурация прежнего зрительного зала, что не слишком удобно для устройства выставок, зато идеально подходит для проведения зрелищных процедур. Зал был почти полон: объявление победителей Премии Кандинского традиционно собирает всю столичную арт-тусовку. Как водится, перед началом церемонии гости делились прогнозами — впрочем, утечек из жюри не было, так что прогнозы основывались исключительно на интуиции.
Многие сходились на том, что тройка претендентов на главный приз (Ирина Нахова, Анна Желудь, дуэт Recycle) в этом году выглядит не слишком боевитой.
По крайней мере, с выбыванием из конкурса покойного Владислава Мамышева-Монро, чья последняя фотосерия «Помятай про газ!» с псевдо-Путиным и псевдо-Медведевым в главных ролях не дошла до шорт-листа, никакой выбор жюри не повлек бы за собой сенсации и скандала.
Даже эпатажный проект Анны Желудь, которая возвела в ранг искусства свою реальную личную драму, сопряженную с домашним насилием, в случае победы вряд ли вызвал бы к себе ажиотажный интерес.
В отношении молодежной номинации разговоры велись все больше о неизбежном триумфе Ольги Свибловой, директора Мультимедиа Арт Музея: среди претендентов оказались двое выпускников школы имени Родченко, основанной Ольгой Львовной, а третий, Тимофей Парщиков, и вовсе доводится ей сыном.
Кто бы ни выиграл, Свиблова в любом случае не проигрывает, иронизировали в кулуарах.
После десятиминутной лекции исследователя авангарда Александры Шатских о смысле и значении «Черного квадрата» Малевича дело почти сразу дошло до оглашения премиальных итогов. В номинации «Проект года. Молодой художник» победителем был назван Тимофей Парщиков с фотопроектом «Times New Roman. Эпизод 3: Москва», посвященным расцвету придорожной торговли копиями и парафразами античных статуй в домах на Рублево-Успенском направлении. Эту серию, не лишенную иронических коннотаций, все же не стоит принимать за изобличение новобуржуазных вкусов: здесь хватает и лирики, и отсылов к мировой культуре.
Вместо Парщикова, снимающего сейчас фильм в Китае, приз был вручен его представительнице.
Когда всем в зале уже показалось, что молодежная интрига на этом исчерпана, выяснилось: имеется и второй лауреат.
Москвич Евгений Гранильщиков удостоился ровно той же почести за видео под названием «Позиции» — почти игровой фильм из жизни политических активистов, решающих для себя, что делать и кто виноват.
Сопобедитель вышел за наградой лично, но предпочел избежать церемониальных штампов, произнеся лишь: «От волнения я забыл все слова, но я их все равно не готовил, так что вы ничего не потеряли». Аудитория такой лаконизм встретила одобрительно.
Поскольку у Премии Кандинского сейчас только две номинации, то финальная развязка тоже не заставила себя ждать.
Главного приза удостоилась Ирина Нахова за трехчастный проект «Без названия» — своеобразную визуальную сагу о тоталитарном прошлом.
Бывшая московская концептуалистка, довольно давно уже обитающая в США, продемонстрировала метафорическую инсталляцию из видео, принта на холсте и объекта — эту работу можно было увидеть минувшей весной на выставке «Международный женский день» в музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница».
На основе семейного фотоархива Ирина Нахова выстроила аллегорию, эмоционально возвращающую во времена репрессий и «строительства новой жизни».
По словам автора, приведенным в каталоге выставки номинантов, «это попытка понять то необъяснимое, что происходит с моей страной на протяжении последнего века, понять через частные образы, каким образом миллионы людей были вымараны из истории и благополучно забыты; и каким образом люди могут быть настолько ослеплены и обездушены, чтобы жить без памяти и без истории».
Проект не выглядит чересчур новаторским, но явственно проникнут личными чувствами автора. Впрочем, расшифровывать и комментировать их перед публикой Ирина Нахова не стала, ограничившись лишь комплиментом в сторону демократизма Премии Кандинского, позволяющей художникам самим, без посредничества институций, выдвигать себя на соискание.
Кроме памятного знака и хорошего потенциала для дальнейшей карьеры обладательница гран-при получит денежный эквивалент в размере €40 тыс. А для лауреата в молодежной номинации предусмотрена сумма €10 тыс. — надо полагать, теперь ее разделят надвое. Но тут уж деньги точно менее важны, чем статус и признание.