За последние несколько лет в Москве выступили многие оркестры первой мировой десятки — Чикагский симфонический, Берлинский филармонический, оркестр Баварского радио, нидерландский «Концертгебау». Даже немузыкальные детали их гастролей производили впечатление. Так, на Чикагский симфонический оркестр студенты консерватории, не попавшие внутрь по квоте, неуклюже, но бесстрашно пробирались по крыше вместе со своими инструментами на глазах у публики амфитеатра, наблюдавшей их через огромные окна в свете заходящего солнца.
О гастролях Венской филармонии в Москве стало известно полтора года назад. Билеты на этот титулованный оркестр разошлись бы в любом случае, вне зависимости от цены, как это происходит, например, с выступлениями Анны Нетребко: ее вокалом последние годы в Москве по карману насладиться лишь белым воротничкам и чиновникам. Тем удивительнее, что организаторы позаботились о том, чтобы в Концертный зал имени Чайковского попали меломаны со средним достатком: весной в продажу поступили абонементы. Все четыре концерта обладателю места в третьем амфитеатре обошлись в 7 тыс. руб. €40 — сопоставимая цена с домашним концертом оркестра; абонементные билеты были раскуплены тут же.
Ажиотаж вокруг гастролей Венской филармонии в Москве подогревается еще и тем фактом, что в самой Вене попасть в Золотой зал Общества друзей музыки (Musikverein) практически невозможно.
Билеты на концерты делятся на несколько абонементов — будни и выходные — и раскупаются задолго до начала сезона обладателями подписки.
Очередь же на саму подписку может быть длиной в несколько лет (интересно, что по такому же принципу распределяются билеты на матчи королевского футбольного клуба «Реал Мадрид»). Подписка, то есть привилегия выкупить билеты, передается из поколения в поколение. Впрочем, счастливый шанс попасть на венских филармоников все-таки выпадает, если билет на концерт примерно за неделю до события возвращают слушатели-подписчики — тогда его можно попытаться приобрести в кассе.
Оркестр Венской филармонии — самый старый из первой тройки лучших оркестров мира, выбранных международным опросом журнала Grammophone в 2008 году. Он был основан в 1842 году. В этом рейтинге его обогнали более молодые «Концертгебау» и Берлинский филармонический, выступавшие в Москве, соответственно, неделю и несколько лет назад.
Впрочем, с полной серьезностью к распределению позиций в подобных списках относиться невозможно, это лишь часть антуража музыкальной индустрии. Хотя для самого Венского симфонического оркестра антураж и традиции играют ключевую роль, несомненно, оказывая влияние и на мифологию коллектива, и на его звук.
У этих австрийцев нет и никогда не было главного дирижера.
До 1933 года оркестр общим голосованием выбирал «абонементного» дирижера, который руководил всеми выступлениями и мог проработать несколько сезонов.
С 1933 года эта практика сменилась: с оркестром каждый год работали несколько дирижеров, приглашенные на сезон, или на определенный концерт, или на гастроли. Среди них также были те, кто работал с коллективом годами; например, Фуртвенглер сотрудничал с оркестром в общей сложности почти двадцать лет, его и называли неофициальным главным дирижером. Самых любимых и уважаемых партнеров оркестранты награждали золотым кольцом (Ehrenring). Красивый символический жест на самом деле утверждал непоколебимость внутренней иерархии:
оркестр всегда важнее того, кто стоит за пультом.
Отчасти именно этот принцип не дает забронзоветь и музыкально замкнуться в собственном консервативном антураже самому старому и титулованному оркестру мира.
Сопровождать в московском вояже венцев будет немецкий маэстро Кристиан Тилеманн, успевший поработать ассистентом Караяна, регулярно выступающий на главных музыкальных фестивалях Европы — Зальцбургском и в Байройте. Золотым кольцом он пока не награжден, однако запись его концертных выступлений с оркестром, включающая в себя все симфонии Бетховена — они были сыграны между 2008 и 2010 годами, — многие критики расценили как попытку его заполучить (ну или по крайней мере завоевать симпатии оркестрантов). Атлетичный Тилеманн полностью шел на поводу у оркестра, исполнив симфонический цикл так, как он мог звучать век назад или полвека назад, во времена Караяна или Карла Бёма.
Насколько оправданны ожидания и конвертируется ли блестящая история оркестра в качество, станет понятно совсем скоро. Пока же идущие в социальных сетях и офлайн оживленные дискуссии о том, на какие симфонии надо идти обязательно, а какие можно пропустить, свидетельствуют о том, что с имиджем у венцев на ближайшие десятилетия все в порядке.