Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Главная болезнь Москвы — это цинизм»

Спектаклем «Лир репетирует смерть» прекращает существование московский Театр имени Йозефа Бойса

Режиссер Георг Жено рассказал «Газете.Ru» о своем спектакле «Лир репетирует смерть», его герое и исполнителе и о том, почему этой постановкой прекращает свое существование Театр имени Йозефа Бойса.

Театр имени Йозефа Бойса 16 ноября представляет свою последнюю премьеру — «Лир репетирует смерть», документальный спектакль-путеводитель по жизни эксцентричного 82-летнего актера, искренне считающего себя мистическим двойником шекспировского персонажа.

Этой постановкой режиссер Георг Жено, художественный руководитель Театра Бойса, обозначает беспрецедентное событие для российской театральной жизни — закрытие молодого и успешного театрального проекта. У режиссера получилось поставить довольно эффектную и символичную точку: классическая история о короле Лире, взятая за идейную основу постановки, рифмуется с судьбой самого театра. Он сам чем-то напоминает главного героя трагедии Шекспира: закрывается, раздает накопившееся творческое наследство другим площадкам и оглядывается на тот след, который оставил в столичной театральной жизни.

В интервью «Газете.Ru» руководитель Театра имени Йозефа Бойса постановщик Георг Жено рассказал о главном герое своего спектакля, терапевтическом театре и о том, чем обстановка в Болгарии, где теперь работает немецкий режиссер, напоминает российские реалии.

— Театр имени Йозефа Бойса как самостоятельный проект появился в Москве 1 апреля 2008 года. В Москве уже было немало площадок, где можно было ставить независимые спектакли, зачем вам понадобилось создавать новый театр?

— В принципе наш театр — это побочный продукт спектакля «Демократия.doc». Все сложилось как будто само собой. У нас не было сначала готовой платформы или продуманной программы, мы ставили наш первый интерактивный спектакль и поддались живому процессу. Отказались от пьесы, актеров, вместо них пригласили двоих ведущих — это были психотерапевты Арман Бекенов и Лена Марго. И в итоге на сцене были они и зрители. Мы рефлексировали на тему демократии в России и того, куда она делась. После этого спектакля мы выпустили еще несколько. Театральный критик Павел Руднев потом очень точно назвал то, чем мы занимаемся, — «драма памяти». Мы работаем с коллективной травмой, историей, в частности историей советского периода. Бывают кризисы личности, а бывает кризис общества. Так вышло, что мы занимаемся и тем и другим, и наш театр можно назвать терапевтическим, лечебным.

Самое главное здесь то, что практически каждый наш проект помог людям проработать какой-то свой очень большой жизненный кризис. Это очень тяжелая личная работа, потому что нельзя соврать, приходится идти до конца. У меня уже появился нюх на такие проекты, и иногда люди, которые приносят мне свои идеи, сами еще не понимают, чем они занимаются, а я знаю. Это моя кураторская работа. Может, дело в том, что я немец, но я действительно хочу, чтобы от каждого проекта Театра Бойса была совершенно конкретная польза.

— В манифесте вашего театра прописано, что вы работаете над острыми социальными вопросами, но в то же время вы не являетесь политическим театром. Что тогда такое остросоциальная тематика в контексте современной России? Какие-то российские реалии нашли отражение в тематике ваших спектаклей?

— Нужно помнить, что мы живем в постсоветском пространстве и одновременно в пространстве Второй мировой войны. Несмотря на кажущееся обилие спектаклей и о том и о другом, на самом деле это поле совершенно не проработано, в российском обществе есть по-прежнему множество зон умолчания. Я говорю и о 70 годах коммунизма, и о последующих 20 годах бесчеловечного капитализма.

В России каким-то чудовищным образом срослись капитализм и тоталитаризм, эти два страшных зверя, и это грозит разрушением всего творческого человеческого потенциала.

Вместо того чтобы заниматься творчеством, людям приходится бороться за самые простые вещи.

Вот взять хотя бы меня. У меня было желание делать свой проект, свой театр. Как бы наивно это ни звучало, я надеялся принести здесь пользу. Я знаю, как это работает в Германии и Европе, влияние современных художников на общество — это не пустой звук, это действительно работает, если глубоко понимать, что обществу нужно. Мне, как немцу, представителю страны, с которой у России довольно специфическая предыстория отношений, хотелось работать со страхом, со всем тем страшным, что есть в российской недавней истории. Тут волей-неволей возникает тема — еврейский вопрос. Знаете, так вышло, что большинство моих близких друзей еврейского происхождения.

Наверное, это тоже не случайно, ведь один из моих дедушек был высокопоставленным офицером СС, а другой — евреем из местечка.

Эту свою раздвоенность и глубоко укоренившееся в моей семье чувство вины я попытался выразить в спектакле «Я Анна и Хельга» — про Анну Франк и Хельгу Геббельс, двух девочек, погибших в самом конце войны. Так что я не только куратор, я и со своим прошлым тут разбирался.

Понимаете, я никогда не хотел делать модный театр, упаковывать наши раны в гламурную упаковку и хорошо продавать. Это важно. Меня вообще пугает то, что происходит сейчас в российском искусстве и как под воздействием тоталитаризма оно ушло в гламур.

Под именем Бойса

— Вполне драматический театр назван именем культового художника XX века. Приобретает ли какой-то подтекст деятельность театра, уже в своем названии отсылающего к этой авангардной фигуре?

Йозеф Бойс — это человек, который когда-то озвучил призыв к альтернативе, к переходу от капиталистического общества к свободному демократическому. Для России это сейчас гораздо важнее, чем показывать какие-то потрясающие медийные спектакли.

Перед «как» надо подумать про «что».

Для меня очень важно, что главная фигура в театре — это художник. Не потому, что такой человек может лучше оформить спектакль, покрасивее украсить, — это для меня не художник. Художник — это тот, кто может осмыслить пространство, в котором мы живем.

Я верю, что в каждом человеке есть какие-то уникальные способности, потенциал. Меня часто спрашивают: а что ты от этого имеешь, неужели тебе недостаточно самому ставить, зачем ты мучаешься со всеми этими ребятами, другими режиссерами, артистами, драматургами, художниками? Я довольно часто работаю с дебютантами и даю возможность людям написать свою первую пьесу, поставить первый спектакль или сыграть первую роль. Я вижу в этом красоту, мне безумно любопытно наблюдать, как по ходу проекта человек развивает свой духовный и интеллектуальный мир, становится более зрелым. Это и есть главная идея Театра Бойса — взращивать и развивать.

— Какой он, типичный зритель Театра Йозефа Бойса? Тот, кто приходит к вам за реальной помощью?

— Я очень хочу верить в то, что каждый наш спектакль помог людям — и тем, которые к нам пришли, и тем, которые его сами сделали. Это антициничный театр. Болезнь современной Москвы — это цинизм. В нашем спектакле «Страх» некоторым зрителям, модным молодым москвичам, было физически тяжело публично взять друг друга за руки. Простой жест обнажает твою душу, а к этому готовы далеко не все. Наш театр не для циников, не для тех, кто боится проявлять человеческие чувства.

— За прошедшие шесть лет довольно продуктивной деятельности у вашего театра успели выработаться узнаваемая эстетика, типичный почерк режиссерской работы или какие-то собственные отличительные приемы?

— Повторю: главное — понять «что», тогда «как» само собой придет. Поэтому у нас сознательно нет какой-то заданной эстетики. Зачем самому строить себе тюрьму, за пределы которой ты потом не сможешь выйти? Это очень несовременно — внушать себе определенную внешнюю эстетику, зачем добровольно себя лишать каких-то возможностей?

— И какой же путь выбрали вы?

— У нас очень пластичная, разноплановая система: для одних тем необходимы гиперострые реалистичные формы, для других рождается что-то совсем новое, например, как в психиатрическом перформансе «Я Чаадаев» Николая Бермана. Я очень люблю этот спектакль. Не только потому, что этот текст XIX века звучит не менее современно, чем смонтированные с ним отрывки из современных русских писателей, как будто написан о сегодняшнем дне. Мне кажется, это самый чистый и последовательный спектакль в рамках идеи Театра имени Йозефа Бойса. Коля Берман ведь не играет Чаадаева, он пропускает текст через себя.

То есть он ничего не делает с текстом — текст что-то делает с ним.

Мы становимся свидетелями того, как исполнитель вдруг превращается в ранимого, беспомощного и нелепого. Берман запредельно смелый, не боится показать себя таким; мало кто из модной московской тусовки осмелился бы на такой ход. Это именно та свобода, о которой мечтает Чаадаев. Николаю удается провоцировать зрителей с их комплексами.

По версии немецкого искусствоведа Удо Культермана, современный художник — шаман, и это не только тот, кто создает художественный проект, а тот, кто совершает акт самоотречения, жертвует себя обществу и таким образом пробуждает в нем исцеляющие силы. Это и есть та самая драма памяти, где работа с историческим документом обнажает то, что происходит сегодня вокруг нас. Вот же он, настоящий современный театр, — и я просто в бешенстве, что на этот проект в отличие от других почти не обратили внимания журналисты и критики.

Король Лир Евсеевич

— Ваш последний спектакль так или иначе основывается на пьесе Шекспира. Как вы планировали действовать изначально: ориентироваться на текст оригинального «Лира» или же для вас важнее были маленькие трогательные истории пенсионеров?

— Изначально я думал поставить спектакль о людях, которые, как и Лир, уже прожили большую часть жизни. Я хотел взять нескольких героев, старых актеров, поговорить с ними о пьесе «Король Лир». Хотел найти параллели между фактами их биографии и ситуациями, в которые попадают персонажи Шекспира.

Но после знакомства с ветераном сцены Виктором Евсеевичем Ротиным стало ясно, что герой нужен только один, и он перед нами.

В итоге получился спектакль — путеводитель по жизни реального человека, которая переплетается с судьбой вымышленного короля. Причем это не только история жизни Ротина-Лира, но и история нашего с ним сближения.

— Как вы встретили своего героя, который стал впоследствии единственным действующим героем спектакля?

— Мы вместе с драматургом Любовью Мульменко много ездили по подмосковным домам престарелых, разговаривали с людьми — и про Лира, и не про Лира. И вдруг однажды нам рассказали, что в Доме ветеранов сцены есть такой артист Ротин, который всю жизнь репетирует роль Лира.

— Вы решили, что на сцене во время спектаклей актеров не будет вообще. Почему?

— Люба смонтировала из расшифровок интервью с Ротиным пьесу, и мы сначала думали, что ее будут разыгрывать на сцене актеры. Но потом поняли, что никто не может сыграть Виктора Евсеевича, кроме самого Виктора Евсеевича. Никто не сможет сымитировать его смех, например. С другой стороны, сам Виктор Евсеевич не смог бы держать дистанцию от собственного текста, не смог бы выучить такую объемную роль. Поэтому мы попросили его не сыграть себя, а озвучить. Мы ездили к нему в Дом ветеранов сцены и записывали что-то вроде радиоспектакля с Ротиным в главной роли.

Так что его голос в постановке будет существовать отдельно от него самого, жить своей жизнью. Наш Виктор Евсеевич выйдет на сцену и будет слушать себя со стороны. Его подлинный голос, его подлинные вещи, его спокойное молчаливое присутствие. Для меня это и есть настоящий документальный театр, который не копирует действительность, а просто организует ее в определенных формах.

— Надо думать, звук и вещи будут не единственным выразительным средством в этой постановке?

— Да. Однажды Виктор Евсеевич подсмотрел в больнице у соседа по палате, что есть такая удобная вещь — айпад. Купил себе такой же и начал снимать на камеру самого себя и окружающий мир. В спектакле мы видим, как 82-летний мужчина ходит по Дому ветеранов сцены с планшетом и записывает свои пенсионные будни, своих соседей, местную собаку. Это маленькие ролики, наивные, технически несовершенные и очень трогательные.

— Спектакль — это ведь не просто подробный звуковой и видеоряд с записанными историями из жизни героя. В чем же кульминация спектакля о жизни Виктора Евсеича — в его историях любви, в старческом брюзжании или в рефлексии вечного шекспировского героя?

— Драматург Люба Мульменко и режиссер-документалист Денис Клеблеев съездили вместе с Виктором Евсеевичем под Калининград, в «имение» Ротина. В дом, где умерла его мать, где он насмерть разругался с собственными детьми, где, как он считает, его ограбила жена. Люба и Денис съездили специально, чтобы зафиксировать на камеру это роковое для героя место. В кадре Виктор Евсеевич приходит на кладбище, где он несколько лет назад поставил памятник самому себе. Ухаживает за этим памятником, моет его. На могильной плите написано: «Виктор Евсеевич Ротин. Король Лир». На мраморе выбит его портрет в образе короля. Это с лицевой стороны, а с обратной — еще и длинное стихотворение, разоблачающее жену, сына и дочь. Виктор Евсеевич как будто сам придумал кульминацию, к тому же вынесенную в будущее: он собирается пригласить на эту могилу своих вероломных детей и заставить их совершить перед памятником покаяние. В случае отказа он лишит их наследства. Параллель с Лиром очевидна.

— Нашла ли воплощение в «Лире» озвученная вами идея терапевтического театра?

— Виктор Ротин всю жизнь мечтал сыграть Лира. Мы даем ему эту возможность, мы видим, как он проснулся для этой роли. Ужасно интересно наблюдать за актером во время репетиционного процесса, в чем-то даже интереснее, чем во время готового исполнения роли. Ты гораздо глубже понимаешь человека, когда он Гамлета не изображает, а когда он о нем думает вслух. На этом и построен наш документальный спектакль: мы даем Виктору Евсеевичу голос. И не только голос Лира, но и его возможность осмыслить эту роль. Мне вообще иногда кажется, что Виктор Евсеевич больше Лир, чем даже сам шекспировский Лир.

— Работа над спектаклем «Лир репетирует смерть» шла больше года. Чем эта постановка успела стать лично для вас?

— Знаете, а я только в последние дни понял, почему меня увлек этот проект. Мой отец (ему почти 70) 36 лет назад вместе с мамой (они оба художники, ученики Бойса) основал Художественную академию в Гамбурге. Сейчас они будут по частям передавать полномочия коллегам. Мой отец привык, что он, как король Лир, отрицает действительность, отказывается признавать, что времена меняются: все эти 36 лет он был главным руководителем академии, а сейчас он должен отдать этот институт своим коллегам. Я много думал о том, чтобы поставить спектакль о своих родителях, возможно, это был как раз такой первый этап. Может быть, «Лир...» и для меня стал своеобразной подготовкой к тому, что меня ожидает.

Театр закрывается и продолжается

— Театр имени Бойса, в послужном списке которого три номинации на «Золотую маску», спустя шесть лет успешной работы вдруг закрывается — случай для российской театральной жизни беспрецедентный. Почему так произошло?

— Во-первых, я еще молодой. Я еще хочу что-то новое делать. А в России существует какая-то очень странная традиция: отвоевал свое место и потом все оставшиеся 70 лет там просиживаешь. Мне кажется, что в театре самое главное — это временный характер отношений. Театр живет живой идеей, которую искусственно не создашь, если ее нет.

Театр — это все-таки не музей, мы же занимаемся реальностью.

Это очень здорово, когда меняются идеи, люди, коллективы, места. Это был этап. Пора идти дальше. Разумеется, некоторые спектакли театра еще будут идти.

— То есть шекспировская тематика становится символичной для вашего театра: сначала «Лир репетирует смерть», а теперь и сам театр примеряет роль короля, делит свое скопившееся творческое богатство. Кому ваши спектакли перейдут по наследству?

— Да, спектакли остаются и будут жить дальше. «Узбек» Талгата Баталова поселился в «Театре.doc», «Павлик — мой Бог» Евгения Григорьева тоже будет играться в Москве. Мне очень нравится, что куратор Михаил Калужский в Сахаровском центре продолжает программу, которую мы начали совместно. Идет здоровый процесс. Мне будет очень любопытно сюда приезжать время от времени и смотреть, что у них у всех получается. Кажется, что моя роль была собрать несколько нетеатральных людей, которые при моем содействии вообще попали в театр. Театр имени Бойса сыграл немаловажную роль в жизни Евгения Григорьева, Филиппа Григоряна, Михаила Калужского, Нины Беленицкой, Анны Селяниной, Николая Бермана, Талгата Баталова, Веры Полозковой. И это всего за четыре года — неплохо, да? Я очень люблю Москву как театральный город, потому что, мне кажется, если делаешь тут что-то нормальное, тебя общество с этим принимает. Это ужасно справедливо. Это здорово, что такие части могут мирно существовать рядом.

— А что станет с другими вашими проектами, существовавшими параллельно?

— Сейчас я уже живу в Софии, там у меня есть замечательный коллектив — театр «Реплика». Это группа лучших молодых артистов Болгарии. Они там все объединились, и я их ближайшие два-три года буду… курировать. А параллельно есть междисциплинарная лаборатория NEDRAма — мой главный, любимый ребенок. Штаб-квартира, конечно, в Софии, но мы ездим по странам и делаем лаборатории, из которых развиваются спектакли и другие проекты.

— В Москве вы нашли своего зрителя, найдется ли он в Болгарии?

— Мы работаем над этим. Когда открывался «Театр.doc», на первых спектаклях сидели два-три зрителя; на них смотрели как на психов, мол, чем вы в этом грязном подвале занимаетесь? В Болгарии так же. Общество в совершенном кризисе, растет протестное движение; молодой болгарский режиссер Недя Соколовская сейчас в рамках лаборатории NEDRAма делает про это спектакль«Prostest.MP3». Наши актеры ходят на каждую демонстрацию, а они сейчас в Софии часты, и каждый раз спектакль делается на новом протестном материале. Но это не просто вербатим из слов, тут еще и движение: в изображении того, как ходит толпа, очень много красивого и мелодичного. Мы уже сейчас собираем полные залы, но это даже не наша заслуга. Там просто есть сейчас острая нужда в подобных темах.

— Есть ли у вас в запасе новые, пока не реализованные проекты, для которых наконец нашлось время? Планируете ли вы еще поработать в России?

— В Москве — все, это пройденный этап. В Софии я планировал поработать года два или три. Но у меня там есть замечательный друг, 70-летний профессор, который сказал, что если в России я проработал 15 лет, то и в Болгарии придется провести 16 лет, иначе болгары обидятся.

Болгария — новая страна в еврозоне, самая бедная. Сейчас в копродукции с берлинским театром мы делаем спектакль «Исход» — ожидается, что в ближайшие два года 6% населения сбежит из Болгарии. Я могу быть в этой стране кому-то полезным, там есть много важных тем, которые пока не проговорены, и мы создаем платформы, на которых такие темы как раз и поднимаются. И это интересно, ведь документального театра в Болгарии как такового пока не было.

Новости и материалы
Военный эксперт назвал предполагаемые цели удара ВСУ по Севастополю
Работники коньячного дома Hennessy начали беспрецедентную забастовку
В российском посольстве раскрыли, что может помешать налаживанию отношений США и РФ
Банан, приклеенный к стене, продан на аукционе за $6 млн
Из-за голубиного помета 200 машин оказались заблокированными на парковке в Германии
В Госдуме осудили Гуфа за выход из рехаба ради концерта
В МВФ считают, что рано говорить о пересмотре поддержки Украины при Трампе
Стал известен новый клуб хоккеиста, которого хотели подарить
Маск заявил, что «мигранты-преступники» голосуют за демократов
Премьера Британии уличили в непонимании того, что происходит на Украине
Иностранец проследил за девочками и надругался над ними в лифте дома в Москве
Женщина натравила питбуля на воров, пытавшихся ограбить ее семью
45-летняя Кортни Кардашьян показала фигуру в «голом» топе и стрингах
В минфине США сообщили о разрешении транзакций для дипмиссий РФ с участием Газпромбанка
Time разместил на обложке фото Илона Маска
Постпред РФ в Вене призвал МАГАТЭ отреагировать на заявления Украины по ЯО
Нидерланды пообещали арестовать Нетаньяху по запросу МУС, если он приедет
Российский посол заявил, что РФ не нужен посредник по Украине
Все новости