В России появится еще одна теленаграда: крупнейшие медиахолдинги объявили о создании Индустриальной телевизионной премии. Среди учредителей Комитета индустриальных телевизионных премий — ВГТРК, ОАО «Первый канал», «Газпром-медиа-холдинг», «СТС Медиа», Национальная Медиа Группа, а также Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ). Холдинги представляют 14 крупнейших отечественных телеканалов, в том числе Первый канал, «Россию-1», НТВ, ТНТ, СТС и РЕН ТВ.
Причиной, по которой было принято решение о создании новой премии, стали проблемы у ТЭФИ — старейшей российской теленаграды, которую вручает Академия российского телевидения (АРТ).
«Академия российского телевидения, не сумев преодолеть существующие разногласия, приняла решение не проводить в текущем году церемонию ТЭФИ.
Тем самым десятки талантливых работ лишились возможности быть отмеченными национальной телевизионной премией», — приводит РИА «Новости» заявление пресс-службы «Газпром-медиа».
Новая премия будет вручаться в трех категориях: «Вечерний прайм», «Дневной эфир» и «Региональная премия», каждая из которых будет включать 12 номинаций. С 1 по 31 мая выберут тройку финалистов в каждой номинации, а с 1 по 20 июня определят победителей. В 2014 году победителей «Дневного эфира» объявят 27 июня, а «Вечернего прайма» — 28 июня. Состав номинаций, а также состав жюри, в которое войдет 120 человек для каждой премии, совет комитета, высший орган управления премии, утвердит позже. Каждый член комитета назначит в жюри 20 человек.
На премии «Вечерний прайм» и «Дневной эфир» смогут претендовать программы, распространяемые на территории более половины субъектов РФ. Победителей будут определять путем тайного электронного голосования в два этапа.
Стать гендиректором комитета предложили продюсеру Павлу Корчагину, который раньше работал генпродюсером ВГТРК, гендиректором ТНТ и заместителем гендиректора СТС.
Представители Первого канала, ВГТРК и «СТС-Медиа» не смогли предоставить оперативный комментарий по поводу создания новой теленаграды.
Бывший президент АРТ — телеведущий Владимир Познер сказал, что новая награда имеет смысл, если в итоге профессионалы смогли бы определить то, что, на их взгляд, является образцом.
«Но у меня есть сомнения, просто потому, что я пока не вижу там ничего такого, что принципиально отличало бы это от ТЭФИ, в том смысле, что это преодолевает разногласия», — сказал Познер РИА «Новости».
Премия ТЭФИ была основана в 1994 году всеми существовавшими на тот момент телеканалами; в 2007 году участвовать в ней отказался холдинг «Газпром-медиа» (НТВ и ТНТ), на следующий год — телерадиокомпания ВГТРК, которая в феврале 2013 года окончательно вышла из состава учредителей фонда АРТ; после этого от номинирования своих программ отказался и Первый канал. После такого демарша президент АРТ Михаил Швыдкой подал в отставку (но затем остался на своем посту), а руководство фонда приняло решение ТЭФИ в 2013 году не проводить.
Как сообщает «Интерфакс», гендиректор «Газпром-медиа» Михаил Лесин допускает присоединение ТЭФИ к новой премии.
«Комитет телепремий — это максимально открытая структура», — заявил Лесин.
Он добавил, что новая награда не является альтернативой ТЭФИ, и выразил надежду, что ТЭФИ сохранится, поскольку представляет интересы региональной части телеиндустрии. Отметим, что в 2013 году проведение всероссийского конкурса «ТЭФИ-Регион» и международного фестиваля «ТЭФИ-Содружество» запланировано в обычном формате.
«Хорошо, что будет новая премия, но в любом случае я понимаю, что никто теперь не помешает тому же Аркадию Мамонтову с его циклом «Специальный корреспондент» номинироваться на выдвижение Индустриальной телевизионной премии.
При всем несовершенстве ТЭФИ и возможных недостатках регламента работы прежней телеакадемии такое по профессиональным критериям было бы просто невозможно», — считает обозреватель РИА «Новости» Арина Бородина.
«Всякая институция отражает состояние отношений, в котором находятся ее участники.
ТЭФИ создавалась другими людьми в другие времена — а премия, в общем, оставалась прежней,
— заметила «Газете.Ru» телекритик Анна Голубева, — членство, регламент, механизм голосования и многое другое вызывало у телеканалов вопросы, по которым они часто пытались, но не могли договориться». Эксперт напомнила, что через подобные проблемы в свое время проходила и американская телепремия «Эмми», ставшая заложником противоречий в отрасли. Там, однако, удалось ситуацию разрешить рядом радикальных мер — например, появлением «социального» блока номинаций в противовес развлекательному.
Через процессы, подобные происходящему с ТЭФИ, отмечает эксперт, проходили и многие творческие институции — например, кинопремия «Золотой орел» была учреждена в пику существующей премии «Ника». Многие тогда полагали, что такое раздвоение стало результатом аппаратной игры против старейшей кинонаграды, поддержанной властью. Голубева полагает, что в случае с ТЭФИ и Индустриальной премией о такой ситуации говорить не приходится.
«Количество внутренних тупиков и противоречий внутри ТЭФИ вполне достаточное для полномасштабного кризиса, и предполагать наличие в высших эшелонах власти ее злопыхателей или доброжелателей значит добавлять сущности без необходимости», — заключила эксперт.