Эта осень уже стала особенной для столичных меломанов: такое количество топовых иностранных оркестров в Москву никогда не приезжало. Концерт амстердамского «Консертгебау» — это событие само по себе, но избалованная расписанием московская публика, похоже, рассматривает его как разогрев к другому поистине титаническому проекту: в конце ноября оркестр Венской филармонии за четыре вечера сыграет в столице все симфонии Бетховена.
Амстердамский оркестр с труднопроизносимым, но на деле незамысловатым названием — «Консертгебау» в переводе с нидерландского означает «концертный зал» — причисляют к элите симфонических коллективов. В различных опросах, которые проводят обычно европейские и американские журналы классической музыки, он часто занимает первое место. Так, в 2008 году авторитетное британское издание Gramophone поместило оркестр на первую строчку рейтинга.
Голландский оркестр в этом году отмечает 125-летний юбилей, в том числе и мировым турне, в рамках которого пройдут концерты в Москве, а его секрет успеха, по мнению большинства экспертов, в том, что за всю его длинную историю им руководили всего шесть дирижеров.
В результате оркестр отличает своеобразное, эксклюзивное звучание, которое главный дирижер Марис Янсонс называет рафинированным и тонким. Эти же эпитеты применимы и к самому маэстро Янсонсу, хорошо знакомому в России.
Латыш Янсонс получил музыкальное образование в Ленинграде, окончил Ленинградскую консерваторию и именно там начинал музыкальную карьеру: своим ассистентом его назначил великий Мравинский. Правда, до этого его заметил другой харизматик: победив на караяновском конкурсе дирижеров в Берлине, Янсонс получил от немца предложение о работе в Берлинском филармоническом оркестре, но советские власти не дали разрешения на контракт. Янсонс регулярно выступает в России.
Недавно он приезжал в Москву с другим своим оркестром — симфоническим оркестром Баварского радио, который возглавляет уже десять лет.
Любопытно, что в Москве нидерландский оркестр сыграет уже на следующий день после выступления в большом зале Петербургской филармонии. Один вечер, включающий в себя Третий фортепианный оркестр Бетховена и симфоническую поэму Штрауса «Жизнь героя» (написана композитором специально для «Консертгебау»), в Большом зале консерватории, а Вторая симфония Малера прозвучит в Концертном зале имени Чайковского.
Такой темп и бесстрашие перед акустикой двух совершенно разных залов может позволить себе только уверенный в своих силах коллектив.
Концерты оркестра «Консертгебау» включены в программу Года России и Голландии, который на политическом уровне считается безнадежно испорченным, а вот в культурной плоскости резкие шаги никто себе не позволяет. Приезд культового для публики, знакомой с концепцией исторического исполнительства, Амстердамского барочного оркестра в октябре был широко анонсирован в прессе; правда, постфактум выступление обошли молчанием все обозреватели классической музыки.
Сложно сказать, что именно возобладало — деликатность и нежелание портить праздник или опрокинутое завышенными ожиданиями разочарование от выступления, в котором, впрочем, удалось блеснуть фаготисту Ваутеру Версхурену: за приручением барочного фагота, издававшего теплый, урчащий звук, публика следила с изумлением.
За яркой и насыщенной афишей концертного зала Чайковского легко не заметить глобальных изменений, которые происходят внутри. Уже несколько лет филармония ведет прямые трансляции концертов на своем сайте, но сейчас произошло небывалое: с установленного в фойе зала огромного экрана теперь можно наблюдать за всеми концертами онлайн, тут же стоят стулья, которых, конечно, все равно будет не хватать, но эволюция отношения налицо.