Армейского капитана Игоря Петрова (Владимир Машков) отзывают из отпуска. На дворе 1938 год, и он прекрасно понимает, что означает этот вызов: в его части идут аресты, за ним внимательно следят компетентные органы. По всему выходит, что ехать нельзя, но и не ехать тоже нельзя. Петров прощается с женой Ритой (Елена Лядова), обещает скоро вернуться и покупает билет на поезд. Вместе с ним в одном купе едет Арсений по прозвищу Пепел (Евгений Миронов). У Пепла ответственное задание — он везет воровской общак, кучу украденных и очень приметных драгоценностей; правда, это не его специальность — он медвежатник, специалист по вскрытию сейфов, но так сложились звезды и такова воля главаря банды. А чтобы Пеплу — и главарю — было спокойнее, в соседнем купе едут два вора рангом пониже.
Доехать до места назначения никому из них не удастся.
Воры взбунтовались, Пепел получил рукояткой револьвера по голове, а Петров, отбив оглушенного медвежатника у подельников, увидел в этом шанс изменить свою судьбу. Он меняется с Пеплом одеждой, забирает его документы и саквояж и пытается затеряться на просторах страны. Попытку эту он по неопытности проваливает — и все равно оказывается в тюрьме, только уже как вор-рецидивист и по обвинению в убийстве; его опекает еще один вор (Андрей Смоляков), которому нужно найти украденный общак.
В тюрьму попадает и настоящий Пепел — но как капитан Петров; его пытают и требуют признаться в существовании заговора в его части, а старый — еще с царских времен — офицер (Владимир Гостюхин) обучает курсу молодого командира.
Оба выживут. Когда НКВД возглавит Берия, с лже-Петрова снимут обвинения, выпустят и вернут на службу; вместе с ним поедет и Рита, которая уверена, что ее настоящий муж мертв. Ну а лже-Пепел сбежит с зоны по подземному ходу, который прокопал молчаливый заключенный-испанец по кличке Каталонец (Александр Дьяченко). Впереди у них война и новая встреча — решающая и судьбоносная.
Телеканал «Россия-1» начинает показ десятисерийного фильма «Пепел». Сериал интриговал еще до выхода на экран: на главные роли были приглашены две звезды — не раз выступавшие вместе Машков и Миронов, а им в помощь была собрана целая сборная отличных актеров. Лядова, Смоляков, Гостюхин, Сергей Гармаш, Чулпан Хаматова, Петр Мамонов, Ирина Розанова — каждый из них в состоянии и в одиночку вытянуть любой фильм.
Ну а если им еще и дать в руки хороший сценарий, да еще не жадничать с режиссером, то фильм получится как минимум выдающийся.
Со сценаристами, как известно, в России плохо: примерно год назад, в самый разгар работы над «Пеплом», кинокомпания «Амедиа» сообщила, что отныне будет работать только с американскими, поскольку то, что пишут отечественные, никуда не годится.
Но, видимо, слухи о смерти российского сценарного искусства до продюсеров «России-1» не дошли, и сценарий для «Пепла» доверили-таки писать своим — его делали Эдуард Багиров («Гастарбайтер») и Ренат Хайруллин («Трое в Коми», 2013) при помощи Дмитрия Новоселова (сериал «Морпехи») и писательницы Марины Степновой («Женщины Лазаря»).
Ставить фильм позвали Вадима Перельмана, уроженца Киева, который вырос и получил кинообразование в Канаде, затем перебрался в США, работал в рекламе. В его полнометражной фильмографии — две независимые картины. «Дом из песка и тумана» (2003), экранизация одноименного романа Андре Дюбюса III с Дженнифер Коннелли и Беном Кингсли в главных ролях, получил три номинации на «Оскар» и был тепло принят критикой; отзывы о второй ленте — «Мгновения жизни» (2007) по книге Лоры Касишке с Умой Турман и Эван Рэйчел Вуд — были менее благожелательными, но и она не прошла незамеченной.
В Россию Перельман приехал со сложной задачей — делать фильм об эпохе, представленной в нашем кино в оптовых количествах. Однако многие идут по пути построчной экранизации Солженицына — слишком привлекательна эта дорога, и слишком легкой она кажется. Авторы «Пепла» пошли другим путем и сумели филигранно обойти подводные камни.
Нет, приметы времени, разумеется, в сериале присутствуют — и масштабные репрессии, и пытки заключенных, и подробности тюремного быта.
Но во главу угла в «Пепле» поставлен сюжет — лихо закрученный, плотно наполненный событиями, непротиворечивый и с умеренным количеством роялей, хорошо спрятанных в густых кустах и лишь добавляющих фильму объема и драйва. Судя по всему, сюжет этот имеет американские корни: первым делом «Пепел» тянет сравнить с боевиком Джона Ву «Без лица» — если, конечно, учесть, что пересадка кожи в 1938 году распространена не была, а потому герои «Пепла» используют более традиционные решения: подделку документов, подлог и устранение нежелательных свидетелей.
Но ориентируется «Пепел» при этом совсем не на фильм знаменитого гонконгского режиссера: по уровню задумки и исполнения сериал Перельмана вполне может стать новым «Местом встречи изменить нельзя».
Они очень похожи. В «Месте...» тоже был отличный сюжет (не в последнюю очередь благодаря братьям Вайнерам) и замечательный актерский состав. Но было там и кое-что еще.
В фильме Говорухина было четкое противостояние благородных милиционеров и безжалостных бандитов, а выбора, кому сопереживать, не было. Нужно быть на стороне Жеглова и Шарапова, жалеть Векшина и Топоркова, очищать ряды от Соловьева, ну а ненавидеть, конечно, Фокса, Горбатого и Промокашку.
С «Пеплом» сложнее — здесь нет очевидной правой стороны, одни бандиты кругом.
Нет в сериале Перельмана и детективной составляющей, что обычно помогает уверенному опознанию сыщиков и бандитов, хороших и плохих. Героев предлагается судить по делам их. А с учетом того, что авторы (едва ли не впервые в отечественном телекино) пожертвовали положительностью характеристик своих персонажей ради их объема, для зрителя это превращается в упражнение — не самое простое, но очень увлекательное.
И эта констатация, пожалуй, самое отрадное из всех, что можно было позволить в отношении российских телефильмов со времен выхода «Ликвидации». И можно только гадать над определившими ее причинами: западный режиссер с русским бэкграундом или команда писателей, не страдающая комплексами неполноценности в отношении себя самих. Или соединение одного с другим.
«Россия-1»
28 октября — 1 ноября
21.00