Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Чудо из дешевки

Московский Музыкальный театр показал «Баядерку»

Премьера балета «Баядерка» прошла на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Старинный балет XIX века идет в редакции Натальи Макаровой — бывшей примы Кировского (Мариинского) театра, знаменитой советской «невозвращенки», много лет живущей в Америке.

Этой версии, сделанной для американской труппы, почти сорок лет. Оригинал намного старше: маг и кудесник императорской балетной сцены Мариус Петипа поставил свой индийский (сторонники реализма называют его псевдоиндийским) балет в 1877 году. Пышность дворов и храмов в джунглях послужила рамкой для мелодраматической истории. Храмовая баядерка Никия становится жертвой двойного предательства: первым делом ее обманывает жених Солор, воин, поклявшийся в верности перед священным огнем, но взявший в жены Гамзатти, дочь всесильного раджи. Потом раджа с дочерью травят героиню змеей, спрятав ее в цветочной корзине. Покойная Никия в виде тени спускается с вершин Гималаев, уводя смятенного героя за собой, в царство мертвых. «Тени», развернутая во времени и пространстве хореографическая картина, давно признана шедевром. И как не признать, если уже начало потрясает: тридцать две балерины в белом последовательно, по одной, медленно и суггестивно появляются на сцене, спускаясь по извилистому пандусу в наклонных арабесках и тут же отклоняя корпус назад — словно плещется дымка в ночном горном воздухе.

Перед постановкой Макарова порылась в архивах, выискивая информацию об оригинале, но воспользоваться записями текста «Баядерки», хранящимися в Гарварде, как это сделал (гораздо позже) постановщик-«аутентист» Сергей Вихарев в Мариинском театре, она не захотела.

Макарова обратилась к привычному ей ленинградскому спектаклю, сильно урезав его с одного бока и изрядно увеличив — с другого.

Суть в том, что и сегодняшний ленинградский спектакль далек от оригинала. «Баядерка» там идет в советской версии сороковых годов, с перестановками музыки Минкуса, добавленными дуэтами и соло, а главное — без отсеченного трагического финала. Редактор вернула финал на место (точнее, сделала собственный дайджест по мотивам): на свадьбе Солора и Гамзатти жениху видится тень Никии, а разгневанные клятвопреступлением и убийством боги обрушивают храм на головы присутствующим. Если опустить многочисленные подробности, то спектакль Макаровой — смесь ее личной (не особо удачной, без соблюдения стиля) хореографии с хореографией Петипа и советских балетных авторов. Причем последние вообще не упомянуты в программке, что как минимум невежливо.

Макарова, по ее словам, решила побороться против балетного дивертисмента и за логику действия.

Для этого она выбросила много танцев из первой и третьей картин, в том числе сочинения самого Петипа, которому все питомцы русской балетной школы клянутся в верности, но обращаются при этом с мэтром как хотят. В частности, исчез характерный Индусский танец: это понятно, на Западе таким пляскам не учат и там исполнить было бы затруднительно. Но у нас-то почему нельзя восстановить? Что совсем странно, Макарова убрала не только длинноты, но и жизненно важные для балета моменты. Под нож попала в том числе вторая, быстрая часть знаменитого монолога Никии с корзиной — та самая, где крайнее отчаяние героини выражено в лихорадочном «веселом» возбуждении. Этот танец, отнюдь не дивертисментный, необходим для балетной драматургии «Баядерки», о которой в теории так печется постановщик.

Это смелый, чтобы не сказать больше, шаг со стороны Музыкального театра — в России, на родине «Баядерки», взять в афишу облегченную редакцию, сделанную для иностранной труппы и публики, мало знакомых с этим балетом.

Безусловно, внятность происходящего у Макаровой усилилась — согласно современным меркам. Но в старых балетах созерцание важнее действия, а дивертисмент — важнейшая смыслообразующая компонента. В этой редакции утрачены как программные танцевальные длинноты, так и пантомимная обстоятельность старинных балетов. Из спектакля-скороговорки ушло старомодное очарование, испарилось дыхание подлинника. Хорошо хоть, «Тени» почти не тронули. Хотя и тут возникла нелепость: сценограф Пьер-Луиджи Самаритани вместо туманных Гималайских вершин и длинного схода соорудил на сцене конкретный развесистый куст, из которого, теснясь на коротеньком пандусе в один пролет, одна за другой и как-то без поэзии выныривают кордебалетные девочки.

И кстати, о кордебалете — на премьере он был на удивление слаженным: спасибо репетиторам, вымуштровавшим подопечных.

Гамзатти (Эрика Микиртичева) продемонстрировала двойное фуэте и сверкающий золотом костюм, но как-то обошлась без манер аристократки. Сергей Полунин (Солор), блистательный в принципе танцовщик, выглядел слегка усталым и даже грешил неточностями в технике. И все равно контраст между ним и Никией (Наталья Сомова) был столь очевиден, что нарушал фабулу. Не мог этот утонченный сумрачный эстет с роскошным зависающим прыжком и выразительными «поющими» руками полюбить простоватую девицу, не фиксирующую четкость поз и не «допевающую» до нужной кондиции пассажи рук.

Финал, изобилующий видеокамнепадом и сценическим дымом, унес героев, как и положено, в эмпиреи.

Но это не смягчило проблем макаровской редакции, в которой рассказ истории стал важнее танца.

На самом деле к либретто спектакля, как почти всегда в старых балетах, всерьез относиться не стоит: не зря рецензент британской газеты Telegraph сформулировал впечатление от «Баядерки» как «чудо из дешевки», понимая под чудом хореографию, а под дешевкой — обстоятельства действия. В версии Макаровой первого стало меньше, а второго — больше. И это главная претензия, которую можно предъявить спектаклю.

Новости и материалы
В Кремле не стали комментировать утверждения США о северокорейских военных в Курске
В Кремле прокомментировали попытку Киева вовлечь Сеул в конфликт на Украине
Трансформатора освободили от долга в десятки миллионов рублей
Microsoft составила подборку из лучших приложений 2024 года для Windows
Легендарная теннисистка: провалившую гендерный тест боксершу нельзя было допускать до Игр
Ксения Бородина опубликовала редкое фото в бикини
В Петербурге братья-цыгане продали пенсионерке 40 банок коллагена под видом красной икры
Власти Белгородской области сообщили об атаке дронов ВСУ
Арестованный замначальника тыла Росгвардии пожаловался на грубое общение
«Насиловал детей»: дочь экс-солистки «Миража» оказалась ученицей педофила
Стало известно о блокировке Telegram в украинских вузах
В Кремле ответили на обвинения России во вмешательстве в выборы в Молдавии
Москвич проиграл суд «Русскому лото» за 566 тысяч рублей
Главные покупатели российского угля стали отказываться от закупок
Шквалистый ветер частично оставил без света около 90 тысяч жителей Дагестана
Эксперт раскрыл, что ждет США после выборов
Анна Калашникова раскрыла имя домогавшегося ее режиссера
Россиянка, заставившая любовника выкопать тело мужа, чтобы его сжечь, отправилась на СВО
Все новости