Выставка номинантов художественной премии – специфический жанр, не предполагающий ни общей сквозной темы, ни оригинальной кураторской концепции. В определенном смысле это срез текущей ситуации, почти произвольная выборка имен и произведений из гущи арт-событий – с той лишь разницей, что «самотек» в виде поданных заявок подвергнут первичной обработке на стадии квалификации.
Скажем, на адрес Премии Кандинского в этом году поступило 372 заявки, из которых отобрана каждая десятая: в конкурсной выставке участвуют 20 работ по номинации «Проект года» и 17 – в категории «Молодой художник года».
Зритель вроде бы избавлен от необходимости самостоятельно сортировать увиденное искусство на хорошее и не очень, но одновременно и лишен возможности разом охватить весь спектр художественной жизни, поскольку члены жюри уже провели предварительную селекцию, довольно субъективную.
Получается срез от среза и выборка от выборки, что, впрочем, несильно облегчает участь экспозиционера, в роли которого в этом году выступил итальянский искусствовед и куратор Антонио Джеуза, давно обитающий в Москве и являющийся специалистом по российскому видеоарту.
Пройдя через сито отбора, произведения номинантов все равно не образуют внутреннего единства, позволяющего выстроить сугубо авторскую выставку.
К тому же пространство бывшего кинотеатра «Ударник», постепенно перепрофилируемого под музей современного искусства (ближайший этап этой трансформации предполагает закрытие на реконструкцию, что, вероятно, и произойдет в конце года), остается чрезвычайно сложным для показа художественных опусов. Экспозиционеру приходится решать здесь не столько идейно-эстетические, сколько логистические задачи. С ними Джеуза более или менее управился, но предложенное им зрелище все равно не назовешь образцовым.
Впрочем, конкурсная интрига заключается обычно не в выгодной подаче номинированных проектов, а в умозрительных раскладах по поводу лауреатских перспектив.
С этой точки зрения нынешняя интрига представляется несколько ослабленной, поскольку очень многие сходятся во мнении, что главный приз достанется покойному Владиславу Мамышеву-Монро.
Автор, трагически погибший в марте на острове Бали, представлен в экспозиции фрагментами своей фотосерии «Помятай про газ!», где объектом его перевоплощения стал президент Путин. Но награждать Мамышева будут (если будут) не за конкретный проект, а, скорее всего, по совокупности заслуг.
Иное решение жюри выглядит маловероятным, но сюрпризы все-таки возможны.
Тем более что среди конкурентов Мамышева-Монро в номинации «Проект года» есть довольно весомые фигуры – скажем, Айдан Салахова со скульптурным проектом Fascinans & Tremendum на тему «женщины Востока» или арт-группа Recycle с постмодернистской мифологией фейсбука. Нельзя сбрасывать со счетов и таких претендентов, как Владимир Архипов, который много лет собирает коллекцию объектов народного творчества, преподнося их в качестве стихийных произведений искусства, или Ирина Нахова, в данном случае рефлексирующая по поводу советского тоталитарного прошлого. Наконец, нельзя исключать и эмоциональную составляющую при вынесении вердикта жюри, что дает шансы, к примеру, инсталляции «Метрополис» екатеринбуржца Владимира Селезнева – весьма эффектному и остроумному произведению, где якобы хаотичная свалка бытового мусора в мгновение ока превращается в сногсшибательный вид ночного города.
По традиции куда более запутанной выглядит ситуация в молодежной номинации.
Поскольку за плечами у большинства претендентов пока нет обширной творческой биографии, члены жюри при составлении шорт-листа и при выборе лауреата руководствуются, как правило, смутными критериями актуальности и оригинальности. Предсказать решение в этой части всегда затруднительно, можно лишь отметить отдельных авторов, показавшихся наиболее интересными. К их числу стоит отнести спортивно-эротический проект «Быстрее! Выше! Сильнее!» Марии Агуреевой и две видеоработы Евгения Гранильщикова, который, кстати, представлен еще и во «взрослой» номинации.
Но повторимся: прогнозировать премиальные итоги в молодежной категории – занятие неблагодарное.
Выставка в «Ударнике» продлится почти два месяца, за это время члены жюри должны определиться в своих предпочтениях и выработать два шорт-листа, по три имени в каждом. Церемония объявления и награждения победителей состоится 12 декабря, победитель в номинации «Проект года» получит денежное вознаграждение в размере 40 тыс. евро, в молодежной номинации – 10 тыс.