Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Лех хотел бы совершить еще одну революцию»

Интервью с польским режиссером Анджеем Вайдой о его новом фильме «Валенса. Человек надежды»

Режиссер Анджей Вайда рассказал «Газете.Ru» о том, как он превратил живого Леха Валенсу в героя художественного фильма.

Одним из знаменательных событий 70-го Венецианского кинофестиваля стала мировая премьера нового фильма Анджея Вайды «Валенса. Человек из надежды». 87-летний классик польского и мирового кино пересказал в увлекательной и доходчивой форме удивительную биографию первого демократически избранного президента Польши – от начала 1970-х, когда тот еще простым электриком вошел в оргкомитет забастовки, до середины 1980-х, Нобелевской премии мира, выборов и знаменитой речи, произнесенной в Вашингтоне: «Мы, народ...». На официальном показе в Венеции режиссеру был вручен почетный приз Persol за вклад в кинематограф, а почетным гостем премьеры вместе с членами съемочной группы стал прототип главного героя – сам Лех Валенса. Сразу после премьеры Анджей Вайда ответил на несколько вопросов «Газеты.Ru».

— Ваш первый фильм назывался «Поколение». Вы долго были голосом своего поколения, снимали кино для него. Для кого вы делали «Валенсу»?

— На самом деле пока что у меня нет ответа на этот вопрос. Фильм выйдет в Польше в прокат в конце сентября, и тогда мне самому интересно будет посмотреть на публику, которая придет в кинотеатры его смотреть. Но моей задачей было показать пример тем, кто задается важнейшим из вопросов – где взять героя в сегодняшней жизни, кто и как может им стать? Я бы хотел, чтобы мой фильм смотрели молодые люди. Именно поэтому я постарался использовать в саундтреке польский панк-рок 1980-х, который никогда не выходит из моды, и избегал любимой мной классической музыки.

— В вашем фильме много юмора, что довольно необычно для героически-биографического жанра.

— Это не мой юмор, а юмор Леха Валенсы! А у него с этим все в порядке. Да он и не стал бы настолько популярным, если бы не уникальное чувство юмора.

— У фильма подзаголовок «Человек из надежды». Можем ли мы считать, что вы, наконец, завершили свою легендарную трилогию о современной Польше, начатую «Человеком из мрамора» и «Человеком из железа»?

— Конечно, это и есть завершение трилогии, вы правильно все поняли. Пришлось подождать... Но я ждал двенадцать лет, пока удалось воплотить на экране давным-давно написанный сценарий «Человека из мрамора», так что мне не привыкать.

Тогда моим замыслом было показать рабочих, которые начинают мыслить самостоятельно, больше не идут покорно за правительством и не слушают государственную пропаганду, – теперь они становятся хозяевами собственных судеб.

А потом, когда картина была сделана, один из участников гданьской забастовки, простой рабочий, подошел ко мне и спросил, почему бы мне не сделать продолжение — фильм о том, как рабочие приступают к реальным действиям? Я спросил: «Как же его назвать?» Ответ был: «Человек из железа». Теперь, наконец, настало время для надежды и тех самых профсоюзных деятелей из Гданьска, из среды которых вышел Валенса.

— То есть продолжения нам не дождаться, история закончена?

— Лех утверждает, что ему скучно, а мир по-прежнему несовершенен, и потому он хотел бы совершить еще одну революцию. Вот пусть совершит, а я фильм об этом сниму...

— Верите ли вы, как когда-то в юности, что кинематограф способен изменить мир к лучшему?

— Все зависит от мотивов режиссера и целей, которые он перед собой ставит. Если он глубоко переживает какую-то проблему или ситуацию, если это сжигает его изнутри и он не способен молчать, если это жизненно важно для него, то мир будет изменен! Непременно! Для этого не обязательно снимать политическое кино. После того как в Польше наступила эпоха свободы, я был счастлив экранизировать самую хрестоматийную поэму Адама Мицкевича «Пан Тадеуш», написанную им в эмиграции, в Париже. Она включена в школьную программу, ее знает каждый... И этот фильм, в котором не было никакой политики, нашел путь к сердцам людей и собрал довольно большую аудиторию. А все потому, что одной свободы недостаточно: получив ее, люди хотят красоты и правды, они хотят знать, за что любить родную страну, и я постарался сделать фильм именно об этом, вернувшись к истокам польской культуры, к нашим национальным корням.

— Политическое кино вы делаете не всегда, зато у вас была политическая карьера в качестве сенатора.

— Да, меня даже обвиняли в том, что «Пана Тадеуша» я сделал для того, чтобы пропагандировать государственный патриотизм. Но это не так: я пошел в политики, чтобы оказаться с Лехом Валенсой на одной фотографии. Правда длилось это недолго, потому что у Валенсы так и не было второго президентского срока...

Новости и материалы
Зеленского предупредили, что у него осталось «мало вариантов и надежных союзников»
Юрист напомнила россиянам, где нельзя запускать фейерверки
По делу Тимура Иванова арестованы несколько ретроавтомобилей и два ретромотоцикла
«Ему сделали подарок»: Фьюри о поражении от Усика
По факту крушения Ан-2 на Камчатке возбудили уголовное дело
В Херсонской области рассказали о «неправильном пути» Украины
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
В Евросоюзе готовят санкции против России к 24 февраля 2025 года
Российская армия ведет бои за господствующие высоты на севере ДНР
США и Великобританию обвинили в нежелании договариваться с РФ
Названо место обнаружения самолета Ан-2, пропавшего в Камчатском крае
В Петербурге охранник больницы сломал пациенту ребра
Восемь украинских беспилотников сбили над Ростовской областью
Все новости