За год до юбилея венецианская Мостра, как еще называют этот киносмотр, получила старого нового директора — к руководству форумом вернулся Альберто Барбера, занимавший этот пост с 1998 по 2002 год и с тех пор успевший поработать директором Музея кино в Турине, а также главой конкурирующего фестиваля в Риме. В этом году отборщики под его руководством собрали довольно сильный и противоречивый основной конкурс, которому «Газета.Ru» посвятила отдельный материал.
Выбирать победителей в этом году будет жюри во главе с итальянским классиком Бернардо Бертолуччи.
Кроме него фильмы будут судить прославленный современный японский композитор Рюити Сакамото, знаменитая британка Андреа Арнольд, французская актриса Виржини Ледуайен, американка Кэрри Фишер (Лея из «Звездных войн») и др.
В прежние годы фестиваль традиционно уделял России много внимания — в позапрошлом году «Измена» Кирилла Серебренникова открывала киносмотр, «Овсянки» Алексея Федорченко увезли отсюда приз за лучшую операторскую работу, а «Возвращение» Андрея Звягинцева и «Фауст» Александра Сокурова триумфально награждались здесь «Золотыми львами» в главной номинации. В этом году наша страна представлена в программе «Венецианская классика», где показывают отреставрированные за год фильмы, хрестоматийной картиной Алексея Германа-старшего «Мой друг Иван Лапшин» (кстати, его сын Алексей Герман-младший на нынешней Мостре будет работать в жюри конкурса дебютов), а также главой жюри конкурса «Горизонты» — актрисой Ксенией Раппопорт.
Это представительство — миссия куда более важная, чем может показаться.
«Горизонты» — одна из самых интересных, если не самая интересная, в Европе фестивальных программ.
В нее попадает всевозможный кинонеформат: дебютные, некоммерческие, не вписывающиеся в удобный для прокатчика хронометраж, зачастую резкие и радикальные картины. И в этом году по своей суммарной силе и энергетике этот конкурс в борьбе за внимание зрителей вполне может составить конкуренцию основному состязанию.
Преднамеренно или невольно основной для нынешних «Горизонтов» стала тема детства и взросления.
Так, «Пало-Альто» американки Джии Копполы, экранизация подростковых мемуаров актера Джеймса Франко, рассказывает о жизни нескольких подростков в городке, являющемся неформальным центром Силиконовой долины. «Мысль о Калашникове» Джорджио Босисьо — о странной рождественской мистерии, случившейся в Рождество в жизни 14-летнего миланского подростка-безотцовщины. Страшноватый поворот темы присутствует в работе «Мальчики с востока» Робина Кампилло — в ней рассказывается о том, как в компании несовершеннолетних подростков из России, Украины и Молдавии, предположительно занимающихся проституцией, появляется мужчина средних лет. Он не то пытается спасти одного из них, не то испытывает к нему любовную страсть. Не менее страшной может оказаться и картина «Куш» Субхашиша Бутани, действие которой происходит в 1984 году после убийства Индиры Ганди сикхскими сепаратистами.
Школьный учитель пытается уберечь от антисикхских погромов мальчика-сикха — единственного в классе, с которым они путешествуют по стране на автобусе.
Всего в «Горизонтах» представлены картины 12 режиссеров, среди которых француженка Сесиль Биклер, итальянец Энрико Мариа Артале, казахстанский автор Серик Апрымов и др.
Еще одна спецпрограмма, в которой представлена Россия, носит название Future Reloaded — это сборник из 70 полутораминутных фильмов, посвященных будущему кинематографа. Свои микроновеллы в числе прочих в нем представят патриарх отечественного кино Марлен Хуциев, Алексей Герман-мл и его коллега Алексей Федорченко.