Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Укус милосердия

В прокат выходит фильм о вампирах «Византия» с Сиршей Ронан в главной роли

В прокат выходит «Византия» — меланхоличный фильм про девушек-кровопийц, снятый режиссером «Интервью с вампиром» Нилом Джорданом.

Клара, она же Клэр, а иногда и Камила (Джемма Артертон), танцует у мужчин на коленях и спит с ними за деньги, а когда не удается стянуть кошелек, ломает клиентам носы. Элеанора предается меланхолии (Сирша Ронан), пишет в тетрадь историю своей жизни, о которой никому нельзя рассказывать, вырывает законченные страницы и бросает их с балкона. Когда к ней на работу заявляется старый знакомый, Клэр бежит без раздумий, а потом отрезает ему голову. Когда старик подбирает с асфальта листочки, он приводит Элеанору к себе домой и добровольно уходит из жизни, дав выпить своей крови. Девушки называют себя сестрами, младшая в дневниковых записях вспоминает о матери, которая хотела ее убить. Покинув депрессивные городские кварталы, они прибывают на зачахший морской курорт, где Клара с ходу берется за старую работу, а c Элеанорой знакомится странный рыжий подросток Фрэнк (Калеб Лэндри-Джоунс).

Почти двадцать лет назад ирландец Нил Джордан («В компании волков», «Мы не ангелы», «Жестокая игра») экранизировал роман американки Энн Райс «Интервью с вампиром»: это было дорогое, избыточное и бесстыдное в своем любовании нарядными героями кино с Бредом Питтом, Томом Крузом, Антонио Бандерасом, юной Кирстен Данст, игрой на рояле в четыре руки, трансатлантическими путешествиями и двумя миновавшими столетиями.

Его новый фильм «Византия» похож на открытку двадцатилетней давности, когда кадры из прошлого с закадровым голосом были в порядке вещей, а может, и не были.

В любом случае это кино, которое отказывается адаптироваться к новому времени, выстроенное вокруг одержимости главной героини Элы правдой и ее письменным изложением.

Эла стремится зафиксировать прошлое на бумаге (исповедальные разговоры ей совсем не даются), чтобы обрести себя, Клара живет сегодняшним днем — две стратегии для любой жизни: что вечной, что скоротечной. Это конфликт номер один. В жизнь героинь вторгаются мужчины: подонок-капитан (Джонни Ли-Миллер) и его более благородный помощник (Сэм Райли) — годы назад, Фрэнк и преподаватель литературного творчества (Том Холландер) — в настоящем. Сообщницы выживают как умеют. Это конфликт номер два. Романтизм Элеаноры с ее поэтизированными терзаниями и склонностью к одиночеству страшно несовременен. Это три. Притягательно отстраненная Сирша Ронан идеально подходит на роль барышни, которая видит призраков прошлого, играет на случайно подвернувшемся рояле и предпочитает общаться с теми, кто уже стоит на пороге смерти.

С тем, как это снимать, у Джордана вопросов не возникает: в его багаже есть и недавний фильм про русалку «Ундина», и сериал про интриги эпохи Возрождения «Борджиа», и травестийные истории в «Завтраке на Плутоне» и «Жестокой игре», и размывание границ между реальным и воображаемым, сновидческим в «Мяснике» и «Сновидениях».

Визуальный ряд «Византии» слагается из голубых глаз Сирши Ронан, хищных повадок Джеммы Артертон, модернистского фасада одноименного фильму отеля и разлитого во всем британском уныния.

Отдаться современному декадансу мешает то, что люди и не вполне люди произносят с экрана. «Поцелуй меня!» — «Зачем?» — «Чтобы отпраздновать мою порочность!» — завлекает Клэр очередную жертву. «Спасите мою мать, в ее рассказах вы всегда были прекрасны», — умоляет о помощи Эла. Есть еще «Мы заостренные ногти правосудия», но происхождение этого девиза разглашать все же не станем.

Начинает казаться, что смотришь картину в пародийном переводе.

И если последняя реплика, предположим, звучит смехотворно умышленно, то многое другое могло превратиться в фарс при переносе с одного языка на другой. В таком материале грань, отделяющая поэзию от дичи, тонка до неразличимости, а сохранять веру в первоисточник позволяет биография автора.

Сценарий по собственной пьесе «Вампирская история» написала Мойра Буффини, английский драматург, автор «Тамары Дрю» и недавней адаптации «Джейн Эйр» с Мией Васиковской и Майклом Фассбендером. На родине она борется с засилием бытового реализма в театре, противопоставляя ему крупномасштабные, фантастические миры и метафизику. В общем, в полном отсутствии литературного слуха упрекнуть ее сложно.

Сочиняя пьесу, Буффини ориентировалась и на готические романы, и на Джейн Остин, и на современную литературу для подростков. То, что в итоге происходящее на экране напоминает не игру с жанром, а рассказанную в пионерлагере страшилку, смущает и интригует больше, чем кровопролитие и тайны в жизни обреченных на долгую жизнь созданий.

Новости и материалы
Белоруссия планирует построить в Карабахе населенный пункт
Столичный суд вынес приговор еще одному фигуранту по делу о вымогательстве
«АвтоВАЗ» устранил главную проблему модели Lada
Во Франции назвали сюрпризом продвижение ВС России под Харьковом
Стало известно, почему «Спартак» отказался от приглашения Ивича
Богатейшая женщина Австралии потребовала убрать ее портрет из Национальной галереи
Словацкой ZSE Energia запретили вести спор с «Газпром экспортом» за рубежом
Из Харьковской области эвакуировано более 9000 человек
Путин рассказал, сколько времени тратит на чтение
Дочь Волочковой отказалась строить карьеру под своей фамилией: «Для матери это огорчительно»
Успенская подала досудебную претензию к Киркорову из-за слов о попрошайке
ВСУ обстреляли село в Брянской области
Гендиректора «Башкирских электрических сетей» арестовали по делу о взятке
Сбой двигателя космического аппарата поставил под угрозу миссию по изучению Меркурия
Названы самые популярные автоблогеры среди россиян
Путин считает необходимым укреплять многополярный мир
Суд продлил арест еще четырем фигурантам дела о теракте в «Крокусе»
Во Франции сообщили о серьезной нехватке личного состава ВСУ
Все новости