Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«В Берлине есть призраки, и они никуда не уходят»

Российский призер Каннского кинофестиваля Дарья Белова рассказала «Газете.Ru» о своей короткометражке «Иди и играй»

Среди победителей завершившегося в воскресенье Каннского фестиваля был один русский режиссер: приз за лучший короткометражный фильм в программе «Неделя критики» получила выпускница Берлинской киношколы Дарья Белова за фильм «Иди и играй» — «Komm und spiel». В июне картину можно будет увидеть на Московском кинофестивале. Сразу после вручения приза Дарья Белова рассказала «Газете.Ru» о своем фильме, своем Берлине, своих учителях и юном артисте, исполнившем главную роль.

— Давно вы живете в Берлине?

— Я поступила в киношколу пять лет назад. До этого жила в Петербурге.

— Чувствуете себя частью какой-то национальной кинематографии?

— Конечно, я слежу за русским кино, и я являюсь русским режиссером, всегда повторяю это очень настойчиво: если человек учится в немецкой киношколе, он от этого не становится немцем.

— Вы говорили, что фильм про память места?

— Абсолютно. Это ощущение все время преследует людей в Берлине: вы выходите из кафе и видите в стене пулевые отверстия. Их специально не реставрируют. И сразу можно представить себе, что здесь происходило. Читаете названия улиц — и вспоминаете что-нибудь из учебника истории. Причем не только отечественной: мои знакомые французы и итальянцы тоже говорят, что в этом городе есть призраки и они никуда не исчезли. Прошлое никуда не уходит, оно запечатлено в пространстве. И фильм про то, что будет, если его спровоцировать.

— Мы видим его глазами ребенка. Где вы нашли этого мальчика? Он актер?

— Мальчика зовут Саша, или по-немецки Александр Жозеф Штоль, ему 10 лет, он очень талантливый. Нашла я его случайно на предпремьерном показе фильма Ханса ван Гартена. Раньше Саша хотел быть программистом, но сейчас уже хочет быть актером. С детьми вообще проще работать, чем со взрослыми. Они как чистый лист: у них еще нет техники и мнения о том, как все должно выглядеть.

— Вы снимали на черно-белой пленке специально, чтобы вмонтировать в фильм архивные кадры?

— Там просто есть момент, когда реальность фильма сливается с реальностью военной хроники. Первые образы войны стали доступны именно через черно-белую 16-миллиметровую пленку. Для нас архивный материал был исходным. Ну а в целом фильм в ч/б, потому что он «разговаривает» с большим количеством антивоенных фильмов 60–80-х, не только русских, но и итальянских, французских. Фильм притворяется, как будто тоже к ним относится. Но потом мы ломаем это все, потому что играть в войну невозможно. Сюрреалистические образы, которые есть в «Иди и играй», в классическом антивоенном кино не используются. Фильм чем-то притворяется, а потом оказывается совершенно другим. И это важно.

— Мне очень понравилась музыка.

— Ее написал прекрасный композитор Хачатур Канаян. Он живет в Берлине, и еще он известный скрипач.

— А он случайно не имеет отношения к авангардной русской музыке, сосредоточенной вокруг живущего в Берлине композитора Сергея Невского?

— С Сергеем мы познакомились, когда Хачатур Канаян делал проект с немецким композитором Хельмутом Хёрингом. Сам Хачатур как раз не смог приехать в Канн, потому что по приглашению Сергея находится сейчас в Нижнем Новгороде, где дирижирует ансамблем Mosaic. Это ансамбль, который занимается авангардной экспериментальной музыкой, они играют произведения живущих сейчас молодых авторов, делают это очень профессионально и пропагандируют эту музыку.

— Что вы делали до того, как уехали в берлинскую киношколу?

— Я закончила филологический факультет СпбГУ и стала работать журналистом. В это время в Петербурге как раз появились «Афиша» и «Большой город». После нескольких материалов Юля Тарновская и Алексей Казаков пригласили меня работать редактором в этот журнал. А когда я приехала в Берлин, поначалу писала в «Сноб» колонки.

— Вы уехали потому, что вам кино хотелось снимать, или были какие-то другие причины?

— Других причин не было: я и мои друзья всегда хотели снимать кино. Но в какой-то момент я вдруг поняла, что если я действительно этого хочу, то либо сейчас, либо никогда. Либо я уже остаюсь журналистом, либо нужно учиться. При этом поехать в Москву было сложно, потому что там пришлось бы платить за второе высшее образование. Взгляд обратился в Европу. В Париже в Femis и в школе Люмьер очень дорого — на эти деньги проще снять фильм. А в Германии обучение бесплатное, но там сложнее поступить.

— Вы учитесь в той самой академии, где возникла «берлинская школа»?

— Да, это Берлинская академия кино и телевидения, она находится на Потсдамерплатц — там, где проходит Берлинский кинофестиваль. Внизу кинотеатр «Арсенал», а наверху мы.

— То есть все эти режиссеры — Ангела Шанелек, Кристиан Петцольд, которых принято связывать с этим направлением, — они вам преподают?

— Да-да, они все оттуда. Но моими учителями были замечательный французский режиссер Софи Монтеньё и Фред Кельман, немецко-венгерский режиссер и оператор. Он снимал все последние фильмы Бэлы Тара: «Туринская лошадь», «Человек из Лондона»… Мой фильм, можно сказать, родился на его семинаре. У него есть любимые ученики, кроме меня это, например, режиссер Тео Сольник, который снял фильм «Анна Павлова живет в Берлине», и Юлия Радельмайер.

Новости и материалы
Эксперт раскрыл цель визита главы ЦРУ на Украину
Двое детей отравились угарным газом в Нижегородской области
Пассажира и пилотов найденного на Камчатке самолета доставили в больницу
В Германии арестовали подозреваемого в наезде на посетителей ярмарки
В IIHF отреагировали на слухи о требовании вернуть Россию на МЧМ
На Западе рассказали о «знакомой» головоломке для ЕС и США из-за Сирии
Зеленского предупредили, что у него осталось «мало вариантов и надежных союзников»
Юрист напомнила россиянам, где нельзя запускать фейерверки
По делу Тимура Иванова арестованы несколько ретроавтомобилей и два ретромотоцикла
«Ему сделали подарок»: Фьюри о поражении от Усика
По факту крушения Ан-2 на Камчатке возбудили уголовное дело
В Херсонской области рассказали о «неправильном пути» Украины
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
Все новости