Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Группа крови на братане

В «Гоголь-центре» прошла премьера спектакля Алексея Мизгирева «Братья»

В «Гоголь-центре» состоялась премьера спектакля «Братья»: кинорежиссер Алексей Мизгирев и драматург Михаил Дурненков перенесли сюжет фильма Лукино Висконти из Милана 1960-х в Москву 2000-х.

Черный восьмиугольник в центре зрительного зала огорожен по периметру сеткой-рабицей: это и привокзальная площадь, куда приезжают из далекого Семеновска три брата, и шалман с караоке, где они ждут четвертого, и съемная квартира студентки, где тот живет, и гастарбайтерская ночлежка, куда им всем дорога, и ринг для боев без правил, на котором прольется их кровь. «Четвертая, отрицательная — королевская», — провозглашает старший, по прозвищу Казан (Иван Фоминов). Других зовут Тюха (Никита Кукушкин), Обмылок (Риналь Мухаметов) и Хоббит (Роман Шмаков).

Братья собираются покорять Москву, но представляют это себе по-разному.

Первоисточник спектакля Алексея Мизгирева «Братья» — фильм Лукино Висконти «Рокко и его братья», переписанный для театрального пространства драматургом Михаилом Дурненковым. Это первая часть проекта по переносу на сцену киносценариев, который затеял худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников. Дальше будут «Идиоты» по Ларсу фон Триеру, которых поставит сам Серебренников, и «Страх съедает душу» по Райнеру Вернеру Фассбиндеру в постановке Владислава Насташева.

У Висконти пятеро братьев, четверо взрослых и совсем мальчишка, вливались в поток новых жителей Милана на пике строительного бума 1960-х. Дурненков вычеркивает ребенка и выносит за скобки мать, под присмотром которой молодые итальянцы переезжали с юга. Семеновские пацаны нулевых предоставлены сами себе, и только Хоббит, младший из братьев, звонит домой, чтобы поделиться открытиями:

снег в столице черный от прошедших по нему ног, а кирпичи — оранжевые.

Драматург родился в Тынде и десять лет взрослой жизни прожил в Тольятти. Режиссер родом из Кемеровской области, а первое высшее образование, философское, получил в Томске. Оба знакомы с сюжетом «провинциал в Москве» не понаслышке, а для Мизгирева испытывать «понаехавших» на прочность кругами первопрестольной и вовсе привычное дело. Он про эти круги два из трех своих фильмов снял. В дебютном «Кремне» герой, альметьевский отморозок, постигал вывернутые наизнанку порядки столицы, примеряя на себя милицейскую форму и даруемую ею власть. В «Конвое» те же порядки проверял на прочность командированный из далекой части капитан армии. Первый повторял как мантру: «Твердость не тупость». Другой на всё отвечал: «Нигде не больно».

Второй по старшинству из братьев, Тюха, с разбегу таранит бритой головой металлоконструкции — боли он не чувствует, город будет брать, идя напролом. Играющий его пластичный Никита Кукушкин похож в этой роли на хищного зверька, куницу или ласку: вцепится — не оттащишь.

Обмылок Мухаметова оказывается сложнее и в каком-то смысле убедительнее, чем Рокко Алена Делона: молодому французу переход от застенчивого аутсайдера с распахнутыми ресницами к более сложному идиоту, скроенному по лекалам Достоевского, давался с трудом.

Не ангел ли он, интересуется у Обмылка проститутка Надя (Виктория Исакова). «*******», — отвечает тот в рифму.

Лаконичность Мизгирева, который, по собственному признанию, вытравливал из себя театральность еще на стадии киношколы (он ученик Вадима Абдрашитова), отлично работает в современном театре. Можно пожаловаться на то, что спектакль провисает в последней трети и финал напрашивается более сдержанный. Но странно жаловаться на то, что в изматывающей схватке боец упрямо цепляется за канаты и отказывается лечь.

Перенося неприглядную Москву с экрана в театральное пространство, Мизгирев обходится минимумом реквизита.

С двухъярусной кровати при переезде снимается второй этаж, затем ее основание поднимают — там спряталась от ярости бойца-костолома Татарина (Борис Зверев) Надя. Это самоцитата: так находили в «Конвое» беглого солдатика. Есть еще стол на колесах, из которого легко образуется каталка, хоть в морг отъезжай, пара-тройка стульев, куб с видеопроекцией над рингом и микрофоны.

Микрофон может стать мобильным телефоном, по которому можно позвонить маме. Может служить и по прямому назначению: когда у героев кончаются слова и жесты для выражения переживаний, они поднимают головы к экрану и просят у небесного звукорежиссера, чтобы тот включил песню. Саундтрек этой жизни начинается с «Рюмки водки на столе», а заканчивается надрывным повторением композиции «Две звезды» — между ними случается роковой переход от «нигде не больно» к больно везде.

Новости и материалы
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot были уничтожены в ходе СВО
В Евросоюзе готовят санкции против России к 24 февраля 2025 года
Российская армия ведет бои за господствующие высоты на севере ДНР
США и Великобританию обвинили в нежелании договариваться с РФ
Названо место обнаружения самолета Ан-2, пропавшего в Камчатском крае
В Петербурге охранник больницы сломал пациенту ребра
Восемь украинских беспилотников сбили над Ростовской областью
В Москве задержали студента по подозрению в вербовке сторонников террористов
В Минтрансе РФ сообщили о планах реконструировать 56 аэродромов
На Западе оценили последствия ударов ВСУ по городам России
Основатель Pink Floyd призвал посадить Нетаньяху в тюрьму
Стало известно о подвиге российского бойца при освобождении Веселого Гая в ДНР
Трамп допустил возвращение Панамского канала во владение США
Все новости