— Расскажите, пожалуйста, про ваш проект по созданию интерактивной карты Первоуральска — кто будет участвовать и создавать эту карту?
Анна Селянина: — В конце 2012 года к нам обратилась Алиса Прудникова, куратор ДНК в Первоуральске, с предложением придумать свою программу в любом из видов современного искусства. Главная цель нашей программы — формировать сообщество будущих посетителей дома новой культуры. Само здание будет достроено и открыто только в 2015 году, а до этого в Первоуральске должны появиться люди, которые не только будут участвовать в мероприятиях ДНК, но и работать в нем. Сейчас мы таких людей не знаем.
Евгений Григорьев: — Суть проекта состоит в том, чтобы создать интерактивную веб-карту города. Наполнить архитектурные объекты, расположенные на обычной карте Первоуральска, конкретным человеческим содержанием. Для создания карты мы отберем порядка 20 сталкеров, которые заново будут открывать город с помощью видеокамер. Эти люди должны будут соответствовать всего трем параметрам: связывать свое будущее именно с этой территорией, этим городом, хотеть снимать и иметь желание учиться пользоваться аудиовизуальными инструментами.
А. С.: — Мы инициаторы, кураторы проекта. Мы не будем здесь реализовывать собственные творческие замыслы. Создавать карту будут именно сталкеры, мы будем только им помогать — обучать основам композиции, режиссуры, драматургии. Мы сформируем команду преподавателей, которые будут сессионно работать со сталкерами, а героев фильма, события и места съемки, уже отберут они сами.
Е. Г.: — Для нас очень важно, что в перспективе интерактивная карта станет не только портретом города для внешнего мира, но в первую очередь инструментом коммуникации жителей Первоуральска.
— Кроме Первоуральска дома новой культуры будут работать в Калуге и Владивостоке. Вопрос к вам, как к уроженцам Урала: почему власти выбрали именно этот город?
А. С.: — Первоуральск сегодня — это город-завод, который расположен ровно на границе Европы и Азии, в этом, мне кажется, углядели символический момент. Ну а момент, и момент практический, — культурой в городе во многом занимается именно Первоуральский новотрубный завод, и именно их усилиями ДНК пришел в Первоуральск.
Но, вообще-то, наш вебдок-проект изначально задумывался как часть универсальной программы ДНК, которая может быть применима в разных городах России. Никакой специальной «местной специфики» мы не задумывали.
— Вебдок сейчас — одно из самых передовых и модных направлений документалистики. Однако, как в случае с любыми трендовыми проектами, есть четкое ощущение, что оно остается забавой столиц и при этом оставляет равнодушными жителей малых и средних городов России. Какие у вас ощущения на этот счет?
А. С.: — Ровно противоположные. Создание вебдок-проекта в малых городах — это инструмент вовлечения жителей в творческую активность. Поиск участников, героев и мест съемок именно на этих территориях — ключевое условие нашего проекта. Мы сейчас, кстати, ведем переговоры с кураторами еще двух ДНК-центров — в Калуге и Владивостоке — и надеемся, что кинопроект запустится сразу в трех городах. А позже и в других городах страны, где будут открываться ДНК, и таким образом со временем мы получим... такую субъективную видеокарту страны.
Е. Г.: — Вебдок действительно один из самых молодых, если не самый молодой жанр неигрового кино. Как всякий новый жанр, он только формируется, и я только могу представлять себе, к чему в итоге приведет наш проект, как он будет развиваться. Когда придумали телефон, никто не понимал, во что выльется технология, придуманная для прослушивания выступлений парламента на расстоянии. Когда придумали SMS, никто не понимал, зачем писать, если можно позвонить. Сейчас несколько миллиардов сообщений отправляется в сутки. Поэтому мне сейчас невероятно интересно, что будет с жанром, технологией, языком, когда они попадут в руки сталкеров с задачей открыть город для себя и мира.
— Какие у вас вообще ощущения от проекта домов новой культуры? Ведь это не первый проект «культурной революции» в регионах, проводимый «сверху», с помощью экспансии новой культуры в регионы. В Перми инициаторами были региональные лидеры, в данном случае — Сурков
При всем уважении к «пермскому проекту», он столкнулся с сопротивлением консервативного большинства в том регионе и увяз....
А. С.: — Мне кажется, что в случае ДНК не идет речь о культурной революции, а, наоборот, о плановом эволюционном процессе. Нет амбиции открывать ни 3, ни 20 культурных столиц. Просто важно находить талантливых людей и давать им возможность развития на своей территории.
Е. Г.: — Знаете, в Москве в театры тоже ходит 2% населения. Но, если задуматься, два процента — это в абсолютных цифрах сотни тысяч людей. В Первоуральске наша задача — эти 2%, во-первых, отыскать, а во-вторых, сделать так, чтобы они узнали о существовании друг друга. И тогда из оставшихся 98% тоже что-то узнают и о чем-то... подумают.