Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Красоту с себя снимая

Четыре выставки «Моды и стиля» в столичном «Манеже» образуют царство фэшн-фотографии и постановочных эффектов

Четыре выставки «Моды и стиля» в столичном «Манеже» образуют царство фэшн-фотографии и постановочных эффектов.

Несмотря на то что формат фестиваля «Мода и стиль в фотографии» позволяет ставить самые разные акценты и уходить достаточно далеко от гламурных трендов, все же без последних это мероприятие никогда не обходится. На этот раз их средоточием стало пространство Манежа, где правят бал фотографы моды. К этой категории, правда, не принадлежит канадец Стэн Дуглас, но его выставка «Киностудия середины века» к остальным трем проектам примыкает довольно органично — в первую очередь из-за того, что имитирует документальность путем тщательных постановок, стилизованных под эстетику 1940—1950-х.

Сам Дуглас ту эпоху не застал, но ему и не требовались личные наблюдения: источником вдохновения для себя он назначил работы легендарного криминального репортера Уиджи, малоизвестного канадского фотографа Раймона Манро и некоторых других авторов, оставшихся в истории анонимными. Пользуясь их сюжетами и приемами, Стэн Дуглас выступает в амплуа их коллеги и современника, будто бы тоже выезжавшего на места преступлений, снимавшего светские рауты, фиксировавшего уличные мизансцены и т. п. Впрочем, для него подражание не самоцель:

он пытается при помощи инсценировок уловить дух послевоенной американской жизни, мнившей себя «золотым веком», но в действительности таковым не являвшейся.

Художник тогдашнюю атмосферу не столько реконструирует, сколько препарирует, добиваясь эффекта пародийного и одновременного натуралистического.

Если дугласовские инсценировки хотя бы частично маскируются под документальные первоисточники, то в трех других экспозициях безраздельно правит откровенное постановочное сочинительство. Различаются только задачи. Проект «Dior Couture. Патрик Демаршелье» — это полновесная ода знаменитому модному дому, его парадный портрет в исполнении ветерана фэшн-фотографии.

Демаршелье не скрывает заказного характера своей недавней серии, более того, гордится приглашением на роль «придворного художника»,

утверждая: «Работа модного фотографа — создавать мечту, а Dior Haute Couture — это уже мечта». Иными словами, ретроспективное прославление заказчика базируется на искреннем авторском восхищении, что придает снимкам Демаршелье если и не полета, то предполетной взволнованности. В немалой степени этот проект тоже, как и у Стэна Дугласа, построен на инсценировках минувшего, только инсценируется не атмосфера, а предметный ряд — модели платьев, пальто, шляпок и парфюмерных флаконов, разработанных Кристианом Диором в разные периоды начиная с 1947 года. У фотографа здесь нет цели доподлинно воссоздавать былые антуражи или гримировать сегодняшних звезд подиума под их предшественниц: он все вехи диоровской истории пробует превратить в достояние современности. Зрелище получается познавательное с точки зрения ценителей моды, но, пожалуй, слишком помпезное для всех остальных.

Выраженный постановочный характер носят и большинство экспонатов персональной выставки «Looks» испанца Мануэля Оутумуро. У себя на родине он почитается в качестве классика фэшн-фотографии — не чуждого, впрочем, работе по вдохновению, а не по заказу. Обе эти ипостаси представлены в его московской ретроспективе, правда, отличить навскидку одну от другой не так уж просто.

Реклама брендовой одежды сочетается здесь с графичными городскими пейзажами, а портреты знаменитостей вроде Пенелопы Крус и Клаудии Шиффер соседствуют с постмодернистскими парафразами из мирового кинематографа

— от «Завтрака у Тиффани» до «Ночного портье» и от «Дневной красавицы» до «Бонни и Клайда». Мануэль Оутумуро во всех этих случаях проявляет определенную изобретательность, да и в индивидуальности манеры ему не откажешь, однако уже через несколько минут после выхода из зала приходится мучительно припоминать: что же там было такого, что тронуло бы сердце и поразило воображение? Набирается не очень много.

Наконец, еще один манежный проект — выставка «Красота в XXI веке. Женщины мечты. Мужчины мечты», придуманная и реализованная куратором Надин Барт. Это довольно пестрый экспозиционный диптих, составленный из произведений большого числа участников. Практически все они фотографы моды, но кураторский фокус в данном случае наведен не на одеяния, а на героев и героинь — точнее, на их имиджи, позволяющие каталогизировать сегодняшние представления о мужской и женской красоте.

Можете не сомневаться, что обойма задействованных персонажей чрезвычайно внушительна: на роль идеала поочередно номинируются Одри Тоту, Эми Уайнхаус, Ванесса Редгрейв, Брэд Питт, Джастин Тимберлейк и даже Барак Обама.

Хотя встречаются и неопознаваемые лица, многие из которых маркируют «идеалы» скорее иронические — вроде садомазохистских «наложниц» у Хорста Дикгердеса или кокетливых «домохозяек» у Майлза Олдриджа. Вроде бы зрителям и зрительницам предложено составлять здесь собственные рейтинги и выбирать себе кумиров по вкусу, но на деле это вряд ли возможно: Надин Барт намеренно тасует стереотипы и эротические фантазии таким образом, чтобы никому и ничему не отдавалось бы однозначного предпочтения. Вывод напрашивается сам собой: «красота XXI века» — понятие настолько размытое, что плодить ее образчики можно до бесконечности.

Новости и материалы
Тиньков остался должен российскому суду миллионы рублей
В Пентагоне допустили прямое вовлечение третьих стран в конфликт на Украине
Экс-депутат из Нидерландов заявил, что ЕС не компенсирует помощь Украине при победе Трампа
Небензя заявил, что США пытаются убедить мир в недопустимости оказания помощи России
В Таиланде подтвердили решимость королевства стать членом БРИКС
Стало известно, на какие занятия детей россияне тратят деньги
На Камчатке смогли остановить птичий грипп на птицефабрике
В России начали разработку национального калькулятора биологического возраста
Эксперты подсчитали, на что россияне тратят больше всего денег
Су-34 уничтожил опорный пункт противника
В промышленном центре Сибири ввели туристический налог
Врач назвала сжигающий жир овощ
Starbucks решила отказаться от платы за популярную добавку
Нейросети придумали оригинальный метод изучения языков
Врач назвала самые полезные гарниры
Россиян предупредили о подорожании блюд для новогоднего стола
Основатель TikTok стал самым богатым человеком Китая
В России будут по-новому компенсировать льготникам расходы на ЖКУ
Все новости