Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Бельканто с овчарками

В Большом театре прошли гастроли Латвийской оперы

На основной сцене Большого театра показали две оперы из Риги – «Евгений Онегин» и «Лючия ди Ламмермур». Спектакли поставил директор латвийского театра, режиссер Андрейс Жагарс. Это третьи за последние 10 лет обменные гастроли Большого театра с Латвийской оперой.

«Онегин» — после невнятно и тихо прозвучавшей увертюры — начинается в густом лесу. Перед чащобой стоит богатый дом современной мещанки Лариной. На стенах висят портреты нелепых предков. Эпицентр дома — огромная кровать, она же лейтмотив режиссерского решения. Как пояснил режиссер, «на кровати человек рождается, грустит, бывает счастливым и умирает». В сцене с письмом Татьяна эффектно прижмет к груди двухметровое белое одеяло. Здесь ей приснится эротический сон, вызвавший перешептывание в зале, но добавленный Жагарсом по мотивам текста Пушкина: мужчина в шкуре медведя («искуситель роковой») крадется к девице, чтобы, нависнув над ней, скинуть звериную морду и уйти, сверкая красивыми голыми ягодицами.

Сцена проходит под женский хор «Девицы-красавицы, душеньки-подруженьки», и зрителям нужно привыкнуть к несовпадению простодушной «народной» мелодии и искушенной картинки.

По ходу дела ложе, придуманное сценографом Катриной Нейбурга, преобразуется в стол, затем в площадку для дуэли, чтобы в финальной сцене рассыпаться на кусочки, словно никчемная жизнь Онегина. Но пока кровать стоит крепко, как семейные устои.

В одном ее углу пьет кофе беспечная Ольга, в другом роется в ноутбуке замкнутая Татьяна.

Тут же прихорашивается к приходу гостей вульгарная Ларина (Кристина Задовская), опекаемая преданной Филипьевной (Илона Багеле) – кстати, две отменно сделанные и спетые роли. Кристина Ополайс, международная оперная звезда из Латвии, в роли Татьяны тоже хороша, хотя к некоторым особенностям голоса можно придраться. Жаль, что Татьяна не выходит в дуэте с Ленским: чешский тенор сдержанно-романтичный Павел Чернох (поющий по-русски с ужасным акцентом) мог бы составить с Ополайс достойную пару.

Но вот прибывают Онегин (Янис Апейнис) с приятелем — один в интересной меланхолии, со склонностью к нарциссизму, другой в восторженной наивности, переходящей в упрямство.

Правда, крепкий баритон Апейнис отчего-то был не в лучшей вокальной форме и периодически фальшивил, да и квартет главных героев под руководством дирижера Модестаса Питренаса пошел вразлад. В сцене ссоры с Ленским режиссер снайперски точно показывает, как жалок главный герой: он играет в сверхчеловека, презирающего толпу, и в то же время рабски зависит от мнения этой толпы. Жадное любопытство и сплетни перевозбужденных алкоголем обывателей (качественная работа хора) – причина, по которой друг убивает друга.

При всей точности социальных шаржей, Жагарс отнюдь не делает «реалистический» спектакль. Иначе режиссеру пришлось бы отвечать на вопросы наивной публики «откуда у приличных людей в наши дни берутся пистолеты» или «отчего Онегин поет «кто там, в малиновом берете», а на голове у Татьяны не то что малинового, никакого берета нет». Дуэль состоялась, потому что бывшие друзья в этой экзистенциальной истории рока должны выяснить отношения до конца.

Но Ленский погибает нелепо: он бросился к Онегину для примирения и напоролся на случайный выстрел.

Последний акт, со знаменитым полонезом, начинается с очередного сна, теперь уже онегинского. Тут снова серьезная работа для зрителя, привыкшего в этот момент видеть торжественно выходящие пары на балу. Вместо них здесь лежащий Евгений, грезящий кошмарами: в водовороте невнятных образов кружатся покойный Ленский в крови, девочка с куклой и прочие призраки. Вспышка света — и сна как не бывало,

на заднике плещется Нева, видны силуэты петербургских построек, а герой попадает на светский раут.

Это Татьяна Гремина, ставшая модной писательницей, празднует выход книги. Сцена последнего объяснения возвращает к началу спектакля. Опять сбитые в кучу белые подушки, смятые одеяла на осколках кровати — разбитый на части мир, подобно крушению льда на Неве, показанному в видеопроекции на заднике. Грядет динамичная «постельная» сцена:

обезумевший от страсти Онегин соблазняет женщину строками ее же письма к нему и валит Татьяну на ложе. Она вырывается, перескакивая с одного фрагмента постели на другой.

Два одиночества не сольются в одно целое. Именно об этом Жагарс и поставил свой красивый холодноватый спектакль.

«Лючия ди Ламмермур», написанная Доницетти в 1835 году, волей постановщика тоже не осталась в своем времени и месте действия. Режиссер не стал переносить шедевр бельканто в совсем уж крутые обстоятельства. Но действие происходит не в Шотландии 16 века (так было в романе Вальтера Скотта, по которому написано либретто), а в Италии 20-го. История Лючии, насильно выданной злым братом Астоном не за любимого ею Эдгара, а за влиятельного союзника семьи, а потому резко спятившей в брачную ночь, проходит на фоне красот режима Муссолини.

Первая сцена — облава военного патруля, бегающего в кромешной тьме, прорезаемой слепящими фонариками и живыми овчарками.

Понять спектакль просто: по мысли Жагарса, любовь становится заложницей политики, а обстоятельства сильнее воли индивида. Слушать эту «Лючию» уже сложнее. Рижский вариант Доницетти показал, что отношения с бельканто у латышских певцов такие же трудные, как у российских. Зато партия Лючии содержит много актерских возможностей для сопрано Соноры Вайце. Сперва ее героиня с ужасом отталкивала коробку со свадебным нарядом, точно ядовитую змею. Потом в безумном бреду пела арию Il dolce suono mi colpi di sua voce («Сладкий звук его голоса поразил меня! ») и, эффектно шатаясь, бродила по сцене в том же подвенечном платье, измазанном кровью. Она только что убила мужа из пистолета, потом – случайно — застрелила помощника своего брата, а перед этим исполнила в паре с Эдгаром (несколько «кричащий» тенор из Турции Марат Карахан) прощальный дуэт Verranno a te sull'aure («Мои пылкие вздохи донесет тебе ветер»).

Чтобы красота фиоритур бельканто отразилась в сценографии, художник Андрис Фрейбергс создал единую декорацию – мраморные стены с бесчисленными прожилками. Художник по костюмам Кристине Пастернака кроме галифе, мундиров и портупей на мужчинах придумала для номенклатурных (по сюжету) героинь изысканные туалеты в серо-черных тонах. На фоне внешнего великолепия четче вырисовывается гниль, царящая в нравах. Злобный чернорубашечник Астон — лишь частное проявление гнетущей тоталитарной атмосферы общества. И только непорочная Лючия вечно ходит в белом. Ну так ей и досталось больше всех.

Новости и материалы
В Кремле не стали комментировать утверждения США о северокорейских военных в Курске
В Кремле прокомментировали попытку Киева вовлечь Сеул в конфликт на Украине
Трансформатора освободили от долга в десятки миллионов рублей
Microsoft составила подборку из лучших приложений 2024 года для Windows
Легендарная теннисистка: провалившую гендерный тест боксершу нельзя было допускать до Игр
Ксения Бородина опубликовала редкое фото в бикини
В Петербурге братья-цыгане продали пенсионерке 40 банок коллагена под видом красной икры
Власти Белгородской области сообщили об атаке дронов ВСУ
Арестованный замначальника тыла Росгвардии пожаловался на грубое общение
«Насиловал детей»: дочь экс-солистки «Миража» оказалась ученицей педофила
Стало известно о блокировке Telegram в украинских вузах
В Кремле ответили на обвинения России во вмешательстве в выборы в Молдавии
Москвич проиграл суд «Русскому лото» за 566 тысяч рублей
Главные покупатели российского угля стали отказываться от закупок
Шквалистый ветер частично оставил без света около 90 тысяч жителей Дагестана
Эксперт раскрыл, что ждет США после выборов
Анна Калашникова раскрыла имя домогавшегося ее режиссера
Россиянка, заставившая любовника выкопать тело мужа, чтобы его сжечь, отправилась на СВО
Все новости