Действие происходит летом 1939-го: в Европе вот-вот начнется война, и английский король Георг VI (монарх-заика, известный нам благодаря фильму «Король говорит») вместе со своей женой Елизаветой должен пойти на немыслимое унижение — отправиться в Америку, чтобы лично попросить президента Рузвельта о помощи.
«Гайд-парк» в названии наводит на мысли о патриотических речах, борьбе и интригах, и взятый за основу период жизни Рузвельта вполне позволял снять фильм в этом ключе. Американец Стивен Спилберг, сравнения с «Линкольном» которого тут неизбежны, вероятно, так бы и поступил —
изобразил бы он президента трагическим гуманистом, втягивающим свой народ в войну на чужом материке ради свободы и справедливости.
Британец Том Хупер, режиссер фильма «Король говорит» с тем же героем, сосредоточился бы на ритуальной жертве монарха, вынужденного просить помощи у бывшей колонии.
Если совсем замечтаться и представить, что этот грандиозный материал попал бы в руки к нашему Александру Сокурову, то тоже можно было бы ждать чего-нибудь величественного.
Парализованный Рузвельт, стареющий в загородной резиденции, отлично вписался бы в сокуровский цикл о физиологии власти.
Но сюжет достался странному британцу Роджеру Мичеллу, автору «Ноттинг-Хилла», и тот превратил встречу президента и монарха на высшем уровне в милейшую, хотя и не искрометную комедию о знакомстве чудаковатых родственников.
Это классическое семейное кино, просто понятие семьи оно трактует в том смысле, что все люди — братья (кроме Гитлера, само собой).
Английский король стесняется своего заикания, американский президент — паралича ног. Мать Рузвельта вызывает в особняк сантехника, потому что унитаз дурно себя ведет. Короля и королеву селят в комнате, где висит карикатура на британских солдат времен Войны за независимость (этот эпизод доставляет особенное удовольствие, если вспомнить байку из недавнего «Линкольна», где англичане точно так же унижают американского посла, повесив в туалете потрет Джорджа Вашингтона). Всю ночь супруги проводят в мучительном споре, с какой стати их наутро заставят есть хотдог на глазах у фотокорреспондентов. Тем временем мать ругает Рузвельта за то, что он алкоголик. Как будто этого мало, у президента завязывается целомудренный, насколько это возможно между дальними родственниками, роман с кузиной. От ее лица — маленького человека, случайно ставшего свидетелем великого исторического момента, — и ведется повествование.
Присутствие в режиссерском кресле заслуженного британского комедиографа, а в кадре — Билла Мюррея — не должно обманывать: это, на самом деле, не очень смешной фильм.
«Гайд-парк на Гудзоне» снят рассеянно, без фестивальных амбиций, без совсем комических сцен (хотя их легко представить) и нарочито лениво. Перед нами не вариация на тему «Знакомства с Факерами» и не кино о том, как вершились судьбы мира, — что-то среднее, забавная история о грустном старике, живущем с деспотичной мамой и полубезумной женой, коллекционирующем марки и катающемся по золотистым полям на кабриолете.
И да, ему приходится вершить судьбы мира. Но он предпочел бы выпить и еще раз показать свои марки кузине.
Фильм, полный радости и мудрости, но совершенно не настроенный на то, чтобы делиться ими со зрителем. Ему придется вытягивать все из фильма самому — вдумчиво и осторожно, как тащат из реки изворотливую щуку.