«Джентльмены удачи» 1971 года, снятые отсидевшим за драку режиссером Александром Серым по сценарию Георгия Данелии и Виктории Токаревой, стали главной советской комедией о взаимоотношениях тюрьмы и воли. На экраны ее выпустили, кажется, только потому, что на специальном показе фильм рассмешил Брежнева. Но все равно не обошлось без цензуры. Блатную лексику сделали совсем невинной, а главного героя – резковатого милиционера под прикрытием – заменили заведующим детским садом Трошкиным, интеллигентнейшим человеком, ветераном войны и образцовым гражданином с бесконечно добрым лицом Евгения Леонова. По сюжету, Трошкин, до боли похожий на криминального авторитета Доцента, должен был внедриться в банду и узнать, где грабители спрятали золотой шлем Александра Македонского. Второстепенная задача путешествия – перевоспитать попавших под влияние Доцента зэков – однако, увлекла героя гораздо больше.
Если бы фильм вышел сегодня, ему присвоили бы жанр «бадди-муви» — трогательной и мудрой комедии о совместном дорожном приключении непохожих друг на друга мужчин.
Что-то подобное, только с понижающим коэффициентом, получилось и у режиссерского дуэта Александра Баранова с Дмитрием Киселевым, которые вместе с продюсером Бекмамбетовым выпустили спустя сорок лет собственных «Джентльменов удачи» с запятой в названии.
Сюжет ремейка отличается от оригинала на уровне социологии. Герой нашего времени Трешкин своему прототипу Трошкину и в подметки не годится: он тоже работает с детьми, но не от великодушия, а по причине инфантильности. Слабоволие мешает ему и в работе, и в личной жизни, и в принятии решений. Поэтому когда полиция решает внедрить Трешкина в банду, жертву аферы особо и не спрашивают: просто подбрасывают кокаин и угрожают реальным сроком. В этом, пожалуй, главное идеологическое отличие новых «Джентльменов удачи» от старых: ветеран Трошкин соглашался на операцию сознательно.
Над хипстером (а изначально героя хотели изобразить именно хипстером, но не нашли молодого актера) Трешкиным же полиция может глумиться как захочет: зрители все равно будут одобрительно улыбаться.
Вместо Косого-Крамарова и Хмыря-Вицина главный герой должен втереться в доверие к интеллигентному зэку Шатуну (дежурная роль Гоши Куценко) и молодому хулигану Мухе (его играет Антон Богданов, один из «Реальных пацанов»).
Вора в законе, на которого, на свою беду, похож Трешкин, на этот раз зовут Смайликом, что странно: в оригинале у Доцента была фамилия Белый, которая в случае с Безруковым была бы уместнее.Но вместо пародии на «Бригаду» получился намек на Джокера.
В этом и есть стратегический смысл: Безруков, надо отдать ему должное, продолжает последовательно дистанцироваться от главного антигероя своей карьеры.
Еще одно нововведение – любовный интерес: спланировавшего операцию следователя теперь играет Марина Петренко. А действие, чтобы не омрачать новогодние чувства россиян и добавить немного солнца, перенесено из российской тюрьмы в египетскую. И артефакт в центре сюжета на этот раз не древнегреческий, а казахский: мудрый продюсер Бекмамбетов продолжает монтировать в каждый свой фильм 25-й кадр с призывом дружить народами и уважать соседние культуры.
Запуская «Джентльменов, удачи!», Бекмамбетов и его команда явно набрали в легкие побольше воздуха и
приготовились к критике по линии «руки прочь от советских святынь – вы оскорбляете чувства верующих – хватит кормить Безрукова».
Поэтому фильм ни разу не пародирует оригинал, не ворует у сценария Георгия Данелии и Виктории Токаревой ни одной крылатой фразы и всячески подчеркивает свою независимость. А Безруков выглядит здесь не только уместно, но и трогательно, с трагическим благородством вытягивая на себе фильм, как он уже когда-то сделал с похожими по духу «Каникулами строгого режима».
В многочисленных интервью авторы то ли в рекламных целях, то ли от чистого сердца заявляли, что не собирались брать актера на роль и искали «молодого хипстера».
Но преемников не народилось, поэтому пришлось переписывать персонажа под Безрукова. Если это правда, то вырисовывается одновременно смешная и страшная картина.
Весь наш народный кинематограф находится в ручном управлении у Безрукова, который уже и рад бы уйти на пенсию, но вынужден оставаться на очередной срок, потому что без него все сгорит.
То же самое и с Бекмамбетовым, взявшим на себя роль преемника большого советского комедийного стиля — потому как вроде больше некому. Это только нам, простодушным умникам, кажется, что если бы не он со своими «Елками», то новогодние дни были бы расчищены для хороших и умных комедий из Британии. На самом деле кинотеатры бы оккупировало творчество какого-нибудь «Камеди Клаб».
В этом смысле провокативный слоган «Настоящие жулики и воры возвращаются», использованный в рекламной кампании «Джентльменов, удачи!», очень точен: этот фильм прекрасно иллюстрирует состояние дел в стране.
Что касается самой комедии, то она не хорошая и не плохая. Она съедобная. Типичный оливье, который мы едим последние пять лет – после того, как попробовали новую «Иронию судьбы» и не отравились.