— Как по вашему, почему Роднянский решил экранизовывать «Код Дурова»?
— История «ВКонтакте» абсолютно кинематографичная.
— Как вам кажется, может ли создатель соцсети Павел Дуров быть киногероем? Если да, то что его делает таковым — мало ли в российском интернете людей, сделавших хорошие деньги?
— Тем, что он в принципе хотел что-то делать — это редкая черта. Как и большинство героев моей предыдущей книги «Бог без машины», он делает что-то не ради денег. Такие люди работают ради самореализации, ради «фана», выполнения некоей миссии, от безнадёги и так далее — но деньги, как ни странно, ни один из них не ставил во главу угла.
— «ВКонтакте» долгое время упрекали – и не только в потворствовании пиратству, а в клонировании Facebook, которая тоже уже стала героем книги, а потом и кинокартины Дэвида Финчера.
— Те, кто обвиняют в копировании, забывают, что уникальные преимущества Facebook не уникальны — первой соцсетью в классическом понимании был Friendster, а сам Цукерберг имел проблемы с братьями Винклвоссами. Ничего «не уважаемого» в отношениях Facebook и «ВКонтакте» нет — в книге описывается сцена знакомства Дурова и Цукерберга. К тому же, следует признать, «ВКонтакте» и Facebook довольно быстро разошлись и стали непохожи.
— Что сделало из него бизнес-героя в вашем понимании? Как ему удалось стать уважаемым бизнесменом в ваших глазах?
— Есть такой глагол — to tweak, улучшить. Английская промышленная революция состоялась в том числе потому, что помимо изобретателей у нации были высококлассные инженеры, которые «допиливали» патенты. У журналиста и культуролога Джона Сибрука была книга «Проблеск гениальности» — о трагедии изобретателей, которые здорово всё придумали, но упаковать и коммерциализировать это не смогли — не было специфического таланта. Дуров — «твикер», а не изобретатель, и судить его надо по твикерским меркам.
— То есть «Код» — это такая, что называется, саксесс-стори, история одного успешного «твикинга».
— О, нет. Последняя сцена книги вас в этом разубедит. Дуров не бизнесмен в чистом виде, он интернет-художник, человек, которому интересно придумывать и воплощать, управляя разработчиками, разные весёлые сервисы. Пока внутри «ВКонтакте».
— Как раз последняя сцена книги говорит о его претензиях на роль общественного или даже политического лидера.
— Он из тех, кто хочет власти, не столько политической, сколько над умами. Он еще в университете вёл себя как гражданский лидер. Я думаю, что его траектория может быть такой: разработка глобального интернет-сервиса, который сделает его известным по всему миру, а ближе к 2024 году перенос акцента в своей деятельности в том или ином виде в Россию. Как раз политический вес предпринимателей и особенно интернет-деятелей к тому времени увеличится — и поскольку Дуров договороспособен, возможен его выход как политика. Это, конечно, смелый прогноз, да и непонятно, что будет с Россией и другими государствами к тому времени — но такой сценарий не столь невероятен, я уверен в этом.
— Но, судя по вашей книге, свою политическую систему он, если до этого дойдет, будет строить на режиме личной власти и опоре на «кооператив друзей».
— Он безусловно «единоличник» — в том смысле, что принимает решения, основываясь на своих ощущениях и опыте. Но он в этом, кстати, не безупречен. Например, в книге описывается случай, как он прогнулся под идею совладельца компании, Михаила Мирилашвили, выкатить ультиматум тем разработчикам игр, которые запустили свои версии на платформе-конкуренте.
— Мне показалось, что вы, пока писали книгу, сами «надышались» Дуровым. По крайней мере, именно вы описали его так, что теперь из него хотят делать киноперсонажа.
— Я как писатель обязан интересоваться своими героями. Я привит вакциной бизнес-журналистики, когда каждый факт проверяется доступными средствами, а автор предполагает, что ему врут, чтобы добиться необходимого эффекта. Я хотел показать героя со всей его силой, противоречиями и нелепостями. Я ни за него, ни против. У меня есть ощущение, что я между этими крайностями ходил по канату — но, кажется, не свалился.
— Тем не менее, у каждой корпорации есть мифология — и, мне кажется, критичный взгляд на нее и есть задача любого «биографа».
— И, мне кажется, это удалось. «Код...» — документальная книга, её цель как раз рассказать самую самую что ни на есть правду. И мне кажется, что удалось. Во «ВКонтакте» всё просто и внутренне достаточно честно. Там нет поклонения показателям, нет корпоративных гимнов, формы. Просто сидит около 30 разработчиков и между ними бегает Дуров. «ВКонтакте» по духу компания из Кремниевой долины. Все их войны — внутренние и внешние — за то, чтобы меняться по своим законам, а не чужим.