Список номинантов на главную театральную премию в этом году выглядит логичным продолжением ее итогов прошлого сезона — тогда впервые все главные призы «Маски» взяли режиссеры, начинавшие в 90-х (Андрей Могучий, Кирилл Серебренников и Юрий Бутусов) и затем очень долго числившиеся «молодыми авангардистами». Решение жюри во главе с Римасом Туминасом было во многом революционным, став знаком смены всей театральной конъюнктуры: если еще недавно «в тренде» были самые традиционные спектакли и новые работы мастеров старшего поколения, то теперь главный акцент явно и осознанно ставится «Маской» на актуальном искусстве и поиске сценического языка, адекватного нашему времени.
Поэтому среди драматических спектаклей, номинированных на премию, в этот раз можно найти всего три, существующих так или иначе в системе классического театра: «Таланты и поклонники» Миндаугаса Карбаускиса в Театре Маяковского, «Пристань» Римаса Туминаса в Театре Вахтангова и «Гедда Габлер» Камы Гинкаса в питерской Александринке (спектакль, радикальный по форме, но традиционный по приемам). В числе их соперников – «Маленькие трагедии Пушкина» Театра «Сатирикон», превращенные Виктором Рыжаковым в сложное мультимедийное действо; «Фрекен Жюли», поставленная в Театре Наций знаменитым немцем Томасом Остермайером; «Год, когда я не родился» Константина Богомолова в Театре Табакова, возможно, самый радикальный спектакль из всех, что игрались когда-либо на сцене МХТ.
<1>
Еще одна работа Богомолова, выпущенная им в питерском театре «Приют комедианта», постановка «Лир», вызвавшая грандиозный скандал в Москве и Петербурге, тоже включена в шорт-лист премии.
Богомолов за последние два года стал одним из главных режиссеров-ньюсмейкеров обеих столиц, и то, что он оказался единственным постановщиком, представленным на «Маске» сразу в двух номинациях, означает его безусловное признание театральным мейнстримом.
Один из главных конкурентов «Лира» — спектакль Дмитрия Крымова «Горки-10»; первый случай, когда постановка этого режиссера, работающего в жанре «театра художника», включена в основную номинацию премии, а не в дополнительный конкурс «Эксперимент». То же и с проектом Театра.doc «Двое в твоем доме» режиссеров Михаила Угарова и Талгата Баталова о домашнем аресте белорусского оппозиционера Владимира Некляева – до сих пор спектакли театра документальной драмы на «Золотой маске» проходили исключительно по той же «экспериментальной» категории, что и прошлые работы Крымова. Смысл перемен очевиден:
то, что раньше казалось отборщикам премии либо каким-то уникальном явлением на стыке жанров, либо полумаргинальными подвальными опытами, наконец встроилось в общую театральную систему координат.
Вообще феномен Театра.doc на «Маске» удивителен. Прописанный в подвале театр-голодранец, вроде бы респектабельной премии-фестивалю органически и стилистически чуждый, ежегодно номинируется и неизменно получает премии. В этом году в конкурсе представлены сразу три его спектакля: помимо «Двоих в твоем доме» номинированы «БерлусПутин» Варвары Фаэр по мотивам неполиткорректной пьесы нобелевского лауреата Дарио Фо и 5-минутный «Солдат» Дмитрия Волкострелова поборются за награду в пресловутом «Эксперименте» (в этой схватке, кстати, будет участвовать и «Узбек» «доковского» артиста и режиссера Талгата Баталова, сделанный в жанре документального стендапа).
Еще одна постановка Волкострелова – режиссера, с завидным упорством изгоняющего из театра остатки театральности и еще недавно тоже непредставимого в основном конкурсе, номинирована как «Лучший спектакль малой формы» (вместе с «Лиром», «Горками-10» и «Двое в твоем доме»). Это «Злая девушка» по пьесе Павла Пряжко, созданная им в питерском ТЮЗе имени Брянцева. Театр, в последний раз участвовавший в «Маске» 16 лет назад, под руководством Адольфа Шапиро зажил новой жизнью, и в этот раз представит на фестивале сразу два спектакля. Второй из них, крупноформатный – «Ленька Пантелеев. Мюзикл», музыкальная история о легендарном петроградском воре времен НЭПа, сочиненная при участии полубезумного питерского «Инженерного театра AXE», давно и успешно занимающегося визуальным театром.
Как сообщили организаторы, доля московских спектаклей среди номинантов «Маски» составляет 48%. И хотя на первый взгляд этот показатель кажется более низким, чем обычно, и дает повод порадоваться за провинциальные театры, на самом деле все совсем не так хорошо.
Потому что среди оставшихся 52% постановок больше половины сделаны в Санкт-Петербурге. Ситуация, при которой в основных номинациях драмы доля спектаклей, выпущенных за пределами Москвы и Питера, составляет меньше трети, не меняется уже много лет. Причем дело тут не только в кризисе российского театра, но и в щепетильности экспертных советов фестиваля, которые из года в год боятся пойти на риск и включить в конкурс спектакли, кажущиеся им ниже общего уровня, но в действительности достойные внимания столичных зрителей.
Наибольший интерес среди спектаклей из провинции представляют премьеры двух театров, недавно вставших на путь кардинального обновления. Новый худрук ярославского Театра драмы имени Волкова, старейшей русской труппы, Евгений Марчелли, поставил спектакль «Без названия», превратив первую чеховскую пьесу, также известную как «Платонов», в комедию абсурда с элементами фарса. Саратовский ТЮЗ имени Киселева, под руководством директора Валерия Райкова превратившийся в один из ведущих российских коллективов, покажет постановку «Софокл. Эдип, тиран»; пьесу Хайнера Мюллера о царе Эдипе на Волге поставил Матиас Лангхоф — один из главных на сегодняшний день европейский режиссер, активно работающий по всему миру.
Всего в конкурсе XIX фестиваля примут участие 57 спектаклей 46 театров, а номинантов в общей сложности будет 148. Все эти постановки были выбраны двумя экспертными советами (драматическим — во главе с арт-директором фестиваля NET и главным редактором журнала «Театр» Мариной Давыдовой и музыкальным — под руководством балетного критика Ларисы Барыкиной) из 680 претендентов. Спектакли фестиваля можно будет увидеть с 1 марта по 15 апреля 2013 года.
Жюри «Золотой маски» возглавит режиссер Валерий Фокин, а среди его членов будут худрук Татарского театра имени Камала Фарид Бикчантаев, актриса Студии театрального искусства Сергея Женовача Мария Шашлова, сценограф Владимир Максимов, театральные критики Алена Солнцева, Глеб Ситковский, Алла Шендерова и Евгения Тропп.
И если состав коллегии в целом вряд ли может вызвать у кого-то нарекания, то выбор председателя — с учетом программы фестиваля — кажется странным. В списках номинантов присутствует Александринский театр, которым Фокин руководит, – и это первый подобный случай за всю историю смотра. А представленного в нескольких номинациях Константина Богомолова маститый режиссер в своей статье в «Новой газете» публично назвал «режиссером модным, склеивающим ради красного словца и занимательности Ницше и Шекспира с туалетной бумагой». Кажется, в таких условиях вряд ли можно будет говорить о беспристрастности жюри.