Министр культуры РФ Владимир Мединский прибыл в Санкт-Петербург, чтобы принять участие в работе Первого международного культурного форума, но прямо с самолета он направился в расположенное на Московском проспекте новое здание Российской национальной библиотеки. РНБ последние дни постоянно упоминается в связи с массовыми сокращениями сотрудников:
администрация библиотеки объявила о намерении уволить «в целях оптимизации деятельности» 320 человек.
По некоторым данным, с содержанием приказа № 312 от 29 октября «о внесении изменений в штатное расписание» сотрудников знакомили под подпись, угрожая выговорами. Министерство культуры неоднократно заявляло, что действия дирекции РНБ не были санкционированы, и требовало прекратить сокращения. В то же время сотрудники библиотеки активно делились с журналистами информацией о том, что
увольнения и не думали прекращать, а делается все на основании устных распоряжений, поступающих непосредственно из министерских кабинетов.
Поэтому от Мединского ждали чего-то выдающегося — например, публичного разноса генерального директора РНБ Антона Лихоманова или встречи с трудовым коллективом и попытки выяснить, кто прав, а кто виноват. Но собравшимся журналистам не посчастливилось увидеть ни того, ни другого.
Визит прошел в стиле протокольной экскурсии для высокого гостя.
Антон Лихоманов охотно рассказывал о темпах строительства второй очереди нового здания РНБ. Сетовал на подрядчика, который подвел и до сих пор не отремонтировал отопление, из-за чего доступ посетителям будет открыт не раньше 15 ноября (30 октября библиотека временно закрылась для читателей, из-за того что температура воздуха в читальных залах опустилась до шести-восьми градусов). Гордо докладывал, что, несмотря на все трудности, в книгохранилищах поддерживаются необходимые для сохранности книг +18. Даже объяснял доктору исторических наук Мединскому, как составляется библиотечный шифр.
Министр, в свою очередь, как и положено на экскурсии, сдержанно кивал, внимательно разглядывал плакаты с эскизами внешнего вида библиотеки после завершения строительства второй очереди. Иногда задавал короткие вопросы о вместительности книгохранилищ или целесообразности микрофильмирования в век электронных технологий. Прошелся вдоль стеллажей, задумчиво повертел в руках снятый с полки томик из полного собрания сочинений Герберта Уэллса. И, наконец, спросил: «Где бы нам поговорить за закрытыми дверями?»
Когда Мединский с Лихомановым спустя двадцать минут вышли из кабинета к журналистам, на вопросы, касающиеся сокращений, ответы давались быстро и согласованно.
«Ситуация сильно раздута, — скучным голосом объяснил Владимир Мединский. — Мы договорились с Антоном Владимировичем, что до 1 декабря будет представлен план оптимизации работы библиотеки с 2013 года.
Эта оптимизация может содержать сокращение штата, но это будет лишь один из многочисленных пунктов, нацеленных на улучшение качества работы библиотеки.
Причем речь идет не о сокращении научных работников, не об увольнении библиотекарей, а в первую очередь, например, о переводе на аутсорсинг уборщиц, дворников, может быть, отчасти бухгалтерии. Главным образом, кто будет в библиотеке сокращен, это администрация. Антон Владимирович сказал, что вплоть до высшего административного состава он предполагает оптимизировать работу.
Надо только приветствовать, когда управленческий аппарат начинает оптимизацию с себя».
Слегка пожурив администрацию библиотеки за то, что «они не представили правильно свою программу и дали возможность для неверного толкования еще не принятых решений», Мединский перешел к дежурным объяснениям необходимости оптимизации как таковой. По его словам, главная задача – это добиться максимальной занятости всех сотрудников. А также привести штатное расписание в соответствие с современными реалиями. Министр подчеркнул, что сотрудник РНБ должен в первую очередь заниматься научной работой, «а не перебирать карточки».
Лихоманов развил мысль начальства, заверив прессу, что все действия администрации были направлены исключительно на то, чтобы улучшить работу библиотеки.
«Никто не потерял работу, — категорично заявил он. — Никто не получал уведомления об увольнении. Таких людей нет. Возможно, мы в чем-то поторопились. Такие вопросы, конечно же, надо решать более основательно. И мы будем этим в ближайшее время заниматься. Мы должны посмотреть каждого работника – чем он занят, чем загружен. Это даст нам возможность лучше организовать работу и, не скрою, задать вопросы тем работникам, которые ничего или почти ничего не делают. Таких немного, но они есть».
Тему нерадивых работников подхватил Владимир Мединский, который сурово высказался о неких сотрудниках библиотеки, которые «работают на четверть ставки, заходят на рабочее место на два часа в неделю и не хотят терять эту синекуру».
«Я хотел бы сразу опровергнуть информацию о том, что министерство давало какие-то указания о сокращении, — подчеркнул министр. — Конечно, этого не было никогда, ни в каком виде. Единственное, что мы делаем, – это обсуждаем планы оптимизации и улучшения работы. Все остальное является фантазиями. Я не хочу называть конкретных фамилий: думаю, вы их знаете. Кто активно участвовал в борьбе с несуществующим сокращением».
Под конец Мединский посулил в течение 2013 года увеличение зарплат сотрудникам девяти федеральных библиотек. Сейчас, по его словам, ситуация парадоксальная: в библиотеках муниципального подчинения зарплата выше, чем у «федералов». Глава культурного ведомства заявил, что намерен скорректировать ситуацию таким образом, чтобы переход из районной библиотеки в федеральную воспринимался как однозначный карьерный рост.
«Как в армейской части из пехоты в гвардию», — пояснил министр.