У премии Кандинского, основанной в 2007 году культурным фондом «Артхроника», проходит сейчас очередной конкурсный цикл. Из 385 поданных заявок (рекордное число за всю историю премии, сообщают организаторы) международное жюри отобрало длинный список номинантов, чьи произведения представлены на итоговой выставке. Она продлится до середины декабря, после чего будет объявлен шорт-лист, на основании которого и определятся победители. В этом году таковых окажется всего два. Регламент премии претерпел изменения, в частности, упразднена номинация «Медиа-Арт. Проект года», так что призовой фонд в 50 тысяч евро будет распределен между лауреатами в номинациях «Проект года» (40 тысяч) и «Молодой художник. Проект года» (10 тысяч).
Заодно увеличен возрастной барьер в молодежной номинации — с 30 до 35 лет.
Еще одно новшество касается места проведения выставки. В последние годы такие показы происходили в Центральном доме художника, но сейчас экспозиция расположилась в бывшем кинотеатре «Ударник». Это историческое здание, построенное в 1931 году по проекту Бориса Иофана, недавно было передано в ведение фонда «Артхроника» во главе с Шалвой Бреусом для организации там музея современного искусства. Процесс не будет быстрым: по словам Бреуса, примерно до февраля 2013 года будет формироваться концепция будущего музея и определяться его структура, после чего настанет время выбора проекта реконструкции, а в сентябре пройдет тендер среди возможных подрядчиков. Сами работы, скорее всего, начнутся в конце 2013 года и продолжатся до конца 2014-го. В этот период здание, разумеется, будет закрыто для публики, а до того часть помещений займут временные выставки и показы фрагментов музейной коллекции. Нынешняя экспозиция номинантов премии Кандинского дает начало этой программе.
На выставке представлены работы 20 номинантов главного конкурса и 15 — молодежного.
Персональный состав мог быть несколько иным, если бы не ситуация вокруг Pussy Riot.
Как известно, авторов «панк-молебна» выдвинули на премию, но в лонг-лист не включили. По версии организаторов, никакой политической подоплеки здесь усматривать не следует: PR попросту не набрали проходного балла при голосовании жюри. Однако без небольшой волны негодования дело не обошлось: свои кандидатуры в знак протеста сняли с конкурса арт-группа «Электробутик» и фотограф Игорь Мухин. Если бы их примеру последовали и другие номинанты, теоретически опус под названием «Богородица, Путина прогони!» мог бы попасть в заветную двадцатку. Но отказников больше не нашлось, за исключением трех участников коллективного проекта «Пленэр», у которого и так больше полутора десятков авторов.
Среди претендентов в номинации «Проект года» хватает людей заслуженных и авторитетных. Например, вариант деревянной инсталляции «Вселенский разум», первоначальная и более масштабная версия которого установлена в поле близ деревни Никола-Ленивец Калужской области, показывает на выставке Николай Полисский. Ветеран советского андерграунда Гриша Брускин демонстрирует свой скульптурный проект «Время Ч», совсем недавно показанный в Мультимедиа Арт Музее. К тому же ветеранскому кругу принадлежит дуэт Натальи Абалаковой и Анатолия Жигалова, Андрей Монастырский с группой «Коллективные действия» (они представляли Россию на минувшей биеннале в Венеции), Андрей Филиппов. Не забыты и кумиры нового времени, в частности, коллектив AES+F выдвинут на премию со своей масштабной видеоинсталляцией «Священная аллегория». Словом, конкуренция выглядит весьма приличной, и говорить о двух-трех явных и безусловных фаворитах не приходится. Ситуация с молодыми художниками в этом году тоже несколько запутанная, хотя лидеров выявить все же проще, чем у «взрослых»: в последнее время на столичной арт-сцене были особенно заметны Арсений Жиляев и Роман Мокров.
Хотя, конечно, высокий рейтинг популярности сам по себе награды не гарантирует.
Если экспонаты выставки не сулили больших неожиданностей (работы многих номинантов можно было увидеть на протяжении года в музеях и галереях), то задействованное пространство представляет собой настоящую диковину с точки зрения демонстрации изобразительного искусства. Планировка кинотеатра сохранилась практически без изменений, и очень заметны следы декораций, оставшиеся от постсоветского казино. Интерьерная эклектика довольно удачно обыграна экспозиционером Кириллом Светляковым и архитекторами Игорем Чиркиным и Алексеем Подкидышевым. Выставка, расположившаяся на четырех уровнях, напоминает вертикальный лабиринт с непредсказуемыми поначалу поворотами сценария. Устроители грамотно распорядились эффектом пространственной неожиданности, которого трудно было бы ожидать, допустим, в тех же залах ЦДХ. Эксперимент с выставкой номинантов вышел удачным, осталось дождаться, какими окажутся премиальные итоги — тоже экспериментальными или не очень.