Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Умри, Шекспир, от смеха

В своей новой работе «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» Дмитрий Крымов оставил от британского классика рожки и ножки

В театре «Школа драматического искусства» прошла премьера нового спектакля Дмитрия Крымова «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь»: в нынешнем году он представлял Россию на Эдинбургском фестивале и получил специальную премию.

В начале нулевых годов театр Дмитрия Крымова стал для российской публики настоящим откровением: как ни странно, театр художника, давно активно существующий по всему миру, у нас вдруг показался ни на что не похожим новшеством, даже при том что некоторые коллективы давно уже работали в этом жанре — например, питерский «Инженерный театр AXE». Сама идея того, что спектакль может всецело создаваться сценографом и полностью строиться на визуальных образах, для многих выглядела революционной. И первые спектакли Крымова, поставленные с его гитисовскими студентами сценографического отделения, которые были одновременно авторами, художниками и актёрами, пользовались грандиозным успехом. Потом, когда его ученики получили дипломы, изначальный состав лаборатории распался и Крымов стал искать иные пути.

Его постановки давно уже нельзя назвать «театром художника» в чистом виде, в них смешиваются все существующие театральные жанры, а текст часто играет главную роль. За последнее время он несколько раз ставил конкретные произведения, но лучшие его спектакли получаются, когда он сочиняет их от начала до конца, относясь к автору, герою, пьесе или прозе только как к источнику вдохновения и выстраивая на всем известных основах сложные постмодернистские конструкции. И

новый опус Крымова не имеет никакого отношения ни к пьесе Шекспира «Как вам это понравится», в честь которой назван, ни к другой его комедии «Сон в летнюю ночь», по мотивам которой он якобы сделан.

От Шекспира здесь только фабула — разыгранный горе-ремесленниками самодеятельный спектакль о любви Пирама и Фисбы.

«Как вам это» — театр, возведённый в энную степень.

Актёры ШДИ показывают спектакль о том, как они играют спектакль. Вначале все они изображают монтировщиков, панически проносясь в прозодежде мимо зрителей.

Те, кому достались «экстремальные» места, рискуют получить серьёзные увечья: целая бригада тащит на своих плечах длинное-предлинное дерево с торчащими во все стороны ветками, но не может его удержать. Тяжеленное бревно-переросток шатается влево-вправо и не задевает ничьей головы только каким-то чудом (кстати, по его поверхности при этом ухитряется бегать один из главных героев — джек-рассел-терьер Веня).

Только зрители вздыхают с облегчением, как вспотевшие «слуги просцениума» бросаются назад, честно предупреждая: дальше будет хуже.

И затем возвращаются с гигантским фонтаном, откуда неистово хлещет вода, заливая всех вокруг с ног до макушки (самые расторопные театралы обороняются зонтиками). Ни первый, ни второй из громоздких предметов на сцене больше не появятся — видимо, это были декорации к какой-то другой премьере…

В этом спектакле бесполезно искать чему бы то ни было объяснение. К нему применимо лишь одно слово — «дурдом», и внезапно понимаешь, что лучшего синонима для понятия «театр» попросту не найти.

Непоседы-актёры нерешительно переминаются с ноги на ногу, переодеваясь в парадные костюмы и безуспешно пытаясь сообразить, что же такое они сегодня будут играть. Голос режиссёра наставляет:

«Главное — не ешьте чеснок, после прошлого спектакля в Англии о вашем запахе писали королеве», — и все тут же прилежно опрыскивают себя одеколоном.

У них постоянно что-то не ладится, валится из рук, ломается, разъезжается, и далеко не все эпизоды удаётся сыграть с первой попытки.

Вслед за артистами появляются зрители — правда, довольно странные, потому что, вообще-то, подсадные. Они занимают vip-места в двухъярусных деревянных ложах по бокам сцены.

Один случайно задевает ограду, и та сразу обваливается.

Все вместе выключают мобильные телефоны, каждый с неповторимым звуком.

Девочки усаживаются на колени к мамам, те сжимают в руках букеты. Официанты разносят бокалы с шампанским. В течение всего спектакля эти зрители будут реагировать на действие и живо его обсуждать — такой ход вряд ли бы производил должный эффект,

если бы среди них не было Лии Ахеджаковой.

Один только факт приглашения в «Как вам это» самой, возможно, трогательной и любимой российской актрисы сделал спектакль беспроигрышным, и можно с уверенностью сказать, что такой роли у Ахеджаковой ещё не было. Наверно, впервые она вообще ничего не играет, а просто остаётся собой. Каждый, кто встречал Ахеджакову в театральных залах, знает, как она смотрит спектакли — взволнованно и импульсивно, никогда не скрывая эмоций, то громко смеясь, то испуганно вскрикивая, то делясь впечатлениями с соседями, что называется, в режиме онлайн. Конечно, здесь образ восторженной зрительницы утрирован до предела, но никого другого в нём представить невозможно. Любая её реплика начиная с «Что-то чесноком пахнет — это так нужно?» производит эффект афоризма. Вначале она радостно сыпет словами «модерн» и «авангард». Потом, увидев Фисбу, восклицает: «У соседей такая же, в пятом классе родила!»

А когда на сцене появляется лев,

Ахеджакова рассказывает душераздирающую историю, как в Воронеже папа подарил сыну львёнка, тот вырос и загрыз папу, после чего город и переименовали во Львов.

В Ахеджаковой как бы материализуется та до абсурда фанатическая любовь к театру, которой посвящён спектакль Крымова.

Те же, кто вроде должны быть здесь главными персонажами, то есть Пирам и Фисба — всего лишь куклы. Точнее, эти четырехметровые фигуры сложно так назвать. Они больше похожи на списанных роботов, сплошь состоящих из запчастей. У Пирама не хватает одной руки, её изображают только две тонкие железные перекладины на шарнирах. У Фисбы постоянно сменяются головы, а в роли груди два белых шарика. Возлюбленные неуклюжи и очень хрупки, постоянно делают неловкие движения, падают, встают и спотыкаются вновь. В какой-то момент садятся рядом, и

Пирам кормит Фисбу фруктами, раскрывая ей череп надвое и забрасывая в дыру плоды один за другим. Ананас уже не помещается, и его хвостик остаётся торчать из уголка рта. А кто-то из актёров в это время отвинчивает забрало, скрывающее половой орган Пирама.

Тряпичная трубочка обнажается и ползёт вперёд, после чего её накачивают насосом. И можно было бы счесть эту сцену пошлой, да вот только всех борцов за нравственность опережает Ахеджакова, с криком «Порнография!» пламенно убеждающая зрителей срочно покинуть театр и увести детей куда подальше.

Возмутивший её объект тут же обиженно опадает.

Крымов высмеивает сразу и собственные приёмы, иногда довольно грубые, и реакцию на них, уравнивая пошлость с ханжеством, но говоря, что ни то ни другое не страшно, пока есть чувство юмора.

Понятно, что такой спектакль не хочется анализировать. О нём хочется бесконечно рассказывать, живописуя все многочисленные гэги, красочные эффекты и абсурдные ситуации. Однако к сути спектакля это уже ничего не добавит. Крымов устроил редкий по масштабу театральный праздник, признавшись в страсти самому зрелищному из искусств — показав всех, кто сопричастен театру, больными на голову раздолбаями, у которых вечно всё идёт наперекосяк. Они вроде бы ни на что не способны, безалаберны и чудаковаты, но без сцены не могут прожить ни секунды, а всё время, пока они на ней находятся, в зале не стихает смех. Это опыт саморефлексии без тени серьёза, всецело основанный на иронии по отношению к себе и своему делу. Но сквозь эту небрежную весёлость просвечивает такая преданность театру, что, будь она показана не в шутку, на сцене оставалось бы только умереть.

Новости и материалы
Эксперт раскрыл цель визита главы ЦРУ на Украину
Двое детей отравились угарным газом в Нижегородской области
Пассажира и пилотов найденного на Камчатке самолета доставили в больницу
В Германии арестовали подозреваемого в наезде на посетителей ярмарки
В IIHF отреагировали на слухи о требовании вернуть Россию на МЧМ
На Западе рассказали о «знакомой» головоломке для ЕС и США из-за Сирии
Зеленского предупредили, что у него осталось «мало вариантов и надежных союзников»
Юрист напомнила россиянам, где нельзя запускать фейерверки
По делу Тимура Иванова арестованы несколько ретроавтомобилей и два ретромотоцикла
«Ему сделали подарок»: Фьюри о поражении от Усика
По факту крушения Ан-2 на Камчатке возбудили уголовное дело
В Херсонской области рассказали о «неправильном пути» Украины
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
Все новости