Театр «Школа драматического искусства» (ШДИ) открыл уже седьмой сезон без своего основателя Анатолия Васильева, со скандалом уволенного прошлым начальством московского Департамента по культуре шесть лет назад. На сборе труппы были объявлены планы: помимо ожидаемых премьер от главного режиссера Игоря Яцко и Дмитрия Крымова, которому ШДИ в последние годы в наибольшей степени обязана своим успехом, можно будет увидеть новые спектакли вернувшегося в театр Бориса Юхананова и никогда в нем раньше не работавшего Александра Пономарева, режиссера, известного в 90-е, а затем надолго выпавшего из театрального контекста.
«Школа драматического искусства» всегда была уникальным театром, и даже после реорганизации, связанной с уходом Васильева, она остается феноменом, которому на всей территории России вряд ли можно найти адекватное сравнение.
Из собственного театра-дома-лаборатории режиссера-гуру (чью славу составили, среди прочего, эксперименты в области «игрового театра») он превратился в сложнейший театральный организм, где сосуществуют ученики Васильева и постановщики, у которых он не преподавал, но которых благословил на работу в своем театре (как, например, Крымова). Когда Васильев ушел, казалось, что история ШДИ кончилась и что от некогда великой труппы не сохранится вообще ничего. Но непостижимым образом она сумела выжить, хотя и в другом качестве. Да, театр стал совсем другим – однако не потерял в то же время важнейших первооснов, заложенных в него Васильевым. Одна из самых закрытых и недоступных для «чужаков» московских трупп превратилась в одну из самых открытых и гостеприимных для зрителя. Сегодня в Москве немного театров, существующих с подобной интенсивностью и резонансом, показывающих такое же количество спектаклей и ведущих столько же специальных программ.
ШДИ продолжает жить под знаком Васильева, и на сборе труппы из уст всех режиссеров звучало его имя, что воспринималось совсем не пустыми словами, а искренней данью уважения к мастеру, волею судеб потерявшему свой театр и принципиально отказавшемуся в него возвращаться. Вместе с тем, постановщики говорили и о переменах в духе этого коллектива, и одна из главных, по словам Бориса Юхананова, – то, что дало трещину стекло, до недавнего времени как бы разделявшее лаборатории, входящие в состав театра. Актеры из разных лагерей и направлений стали работать вместе, и многие из последних премьер стали сотворчеством ответвлений ШДИ, раньше друг с другом почти не встречавшихся.
Первая премьера нового сезона была выпущена еще летом и затем показана в Великобритании, на Всемирном шекспировском фестивале
в Стратфорде-на-Эйвоне, а затем на Международном эдинбургском фестивале, одном из самых престижных в мире. Дмитрий Крымов поставил спектакль по «Пираму и Фисбе», представлению, которое разыгрывают ремесленники в «Сне в летнюю ночь» Шекспира, и назвал его в честь другой пьесы английского драматурга – «Как вам это понравится». Главные роли в этом изобретательно-абсурдном зрелище играют Лия Ахеджакова и Валерий Гаркалин, а помогают им несколько десятков актеров и джек-рассел-терьер Веня. В Эдинбурге спектакль прошел с большим успехом и получил специальную награду от Банка Шотландии и газеты Herald. Ближе к концу сезона Крымов обещает еще одну премьеру – «Три сестры», которая наверняка будет иметь к пьесе Чехова не больше отношения, чем спектакль по Шекспиру к «Сну в летнюю ночь». Как поясняет режиссер, это будет «что-то на тему «Трех сестер», а может быть, просто «Три сестры», или корень квадратный из «Трех сестер». Интересно, что когда-то у Крымова уже был спектакль с таким чеховским названием, но речь в нем шла не о чеховских героинях, а о дочерях короля Лира.
В ближайший год спектакли Крымова будут показаны в Швейцарии, Берлине, Дюссельдорфе, Нью-Йорке, Варшаве и Вене –
такой насыщенной гастрольной жизнью не может похвастаться, наверное, больше ни один российский режиссер. На сборе труппы Крымов долго рефлексировал по поводу своих скитаний по миру и говорил, что в родном театре все-таки лучше. А затем вдруг затронул политику и рассказал, что в Эдинбурге его премьера игралась в дни суда над Pussy Riot, о котором англичане все время его расспрашивали. По словам Крымова, от этого он обливался потом и объяснял, что нам за это стыдно. Англичане стали отвечать, что и у них бывает то же самое, на что Крымов грустно заметил: «Да, у них в самом деле случается что-то в этом роде – но просто они не понимают разницу между насморком и сифилисом».
Главный режиссер «Школы» Игорь Яцко к февральскому дню рождения театра покажет спектакль по пьесе Уайльда «Как важно быть серьезным».
Для него это станет первым обращением к комедии со времен его режиссерского дебюта, «Меры за меру» Уильяма Шекспира, поставленного им в Театре Киноактера.
Одной из главных интриг нового сезона в ШДИ станет возвращение в театр Бориса Юхананова – самого безумного из учеников Анатолия Васильева, давно ставшего фигурой почти мифической. О его видео и театральных опытах 80-х и начала 90-х ходят легенды, а названия многих его работ говорят сами за себя: «Дауны комментируют мир», «Новое пространство театральных коммуникаций», «Диаспорическая симфония». Среди его проектов были «ЛабораТОРИЯ», основанная на рефлексии древнееврейских текстов, и «Лаборатория ангелической режиссуры». Юхананов постоянно то приходит в «Школу драматического искусства», то уходит (не всегда по своей воле), то создает собственные коллективы, то работает на телевидении «для людей», то даже ставит в репертуарных театрах. В этот раз он работает над спектаклем, созданным по мотивам двух очень разных пьес — «Стойкого принца» Педро Кальдерона Де Ла Барки и пушкинского «Пира во время чумы». Действо будет играться в два вечера и содержать в себе стихи Пушкина, испанского поэта Луиса де Гонгоры и мусульманского стихотворца Руми.
Самое неожиданное событие нового сезона в ШДИ — приход в театр нового режиссера, что здесь случается крайне редко;
такого тут еще не было, кажется, со времен реорганизации театра после отставки Васильева. Яцко пригласил сделать спектакль Александра Пономарева, еще одного из наиболее странных и необычных российских постановщиков последних десятилетий. Он вышел из потерянного поколения русского театра – группы режиссеров, в конце 80-х объединившихся в «Творческие мастерские». Занимался Пономарев исключительно сложными опытами по произведениям футуристов и абсурдистов, на сцене до него никогда не появлявшимся. Свой последний спектакль большой формы в Москве он выпустил больше десяти лет назад, и теперь занимается в основном радиотеатром. В ШДИ он будет ставить «Розу и крест» Александра Блока, символистскую драму, которую когда-то после двухсот пятидесяти репетиций так и не сумел воплотить Станиславский. Это работа может стать для Пономарева символом возвращения из театрального небытия и реваншем за многолетние неудачи; хочется надеяться, что он сможет закрепиться в «Школе драматического искусства» и ставить в ней и дальше. В «Розе и кресте» примут участие как актеры Игорь Яцко и еще один ученик Васильева — Алексей Огарев, в прошлом году возглавивший Краснодарский театр драмы.
Огарев продолжит и выпуск собственных спектаклей – к началу следующего сезона он поставит пьесу Ксении Драгунской. Также множество показов обещают подготовить лаборатории театра на основе самых разных материалов — от «Героид» Овидия до «Богатых невест» Островского и «Мастера и Маргариты». Сформировавшие Студию Игоря Яцко ученики режиссера работают над «Диалогами» Платона – когда-то ими не один год занимался Анатолий Васильев.