Карьера британского режиссера Тони Скотта проходила в тени его брата – знаменитого Ридли Скотта. Тот начал с «Чужого» и «Бегущего по лезвию», снимал один блокбастер за другим – то про открытие Америки («1492: Завоевание рая»), то про Древний Рим («Гладиатор») или крестовые походы («Царство небесное»), получал «Оскары», а каждый его новый проект становился событием. Собственно, даже в кино Тони привел старший брат, сняв его в своей дебютной короткометражке «Парень и велосипед».
Очевидно, о какой-либо зависти в данном случае не было и речи. У братьев была совместная производственная компания Scott Free Productions, они вместе сделали множество фильмов – в их числе и несколько картин самого Тони – и планировали сделать еще больше. И одновременно каждый из них шел по своему пути.
Тони Скотт выработал свой особый стиль. Он проявлялся и в одежде, и в поведении — его узнавали по потертой красной бейсболке, быстрым движениям и саркастично-напористой манере общения с журналистами.
В Голливуд Тони перебрался из Англии — после нескольких лет съемок рекламных роликов в компании старшего брата. Там британских режиссеров уже встречали хорошо — что неудивительно после работ того же Ридли Скотта или Алана Паркера; новичку предложили сделать фильм о вампирах. Правда, его предпочтений не спрашивали, а выдали сценарий картины «Голод»; фильм с участием Катрин Денёв, Сьюзен Сарандон и Дэвида Боуи не стал ни событием, ни хитом проката, но профессионалы работу Тони отметили.
Спустя три года чуткий на успешные проекты продюсер Джерри Брукхаймер пригласил режиссера сделать фильм «Top Gun» с молодыми Томом Крузом и Вэлом Килмером в главных ролях.
Чутье Брукхаймера не подвело — фильм оказался весьма удачным, да и зрителям он понравился, собрав в кинотеатрах $353 млн (не говоря уже о том, что он был весьма популярен в советских видеосалонах, где его обозвали «Лучший стрелок» — такой перевод в итоге и прижился в российской традиции). Не менее успешным был и следующий фильм, сделанный Тони Скотом под надзором Брукхаймера: вместе они сделали продолжение комедии «Полицейский из Беверли-Хиллз» с Эдди Мёрфи и Джаджом Райнхолдом.
Вообще, в результате сотрудничества с Брукхаймером и его партнером Доном Симпсоном Тони Скотт снимал очень удачные в коммерческом плане ироничные боевики.
Вместе они сделали «Последнего бойскаута» с Брюсом Уиллисом, «Багровый прилив» с Дензелом Вашингтоном, «Врага государства» с Уиллом Смитом.
И напротив, когда Тони уходит от успешного продюсера, его фильмы проваливаются — так было с «Местью», в которой снялся Кевин Костнер, или с «Фанатом» с Робертом Де Ниро и Уэсли Снайпсом.
Впрочем, в любом правиле есть исключения. В 1993 году Квентин Тарантино показал Тони Скотту два сценария — это была задумка одного фильма, разделенного на две части. Скотт захотел снимать обе картины, но получил лишь одну: по одному из сценариев Тарантино сделал «Бешеных псов». А вот второй лентой стала «Настоящая любовь» с Кристианом Слэйтером и Патрицией Аркетт — один из самых лучших фильмов Скотта того периода. Если не вообще лучший фильм в его тридцатилетней карьере.
«Мне на стол лишь однажды лег великий сценарий, в котором я не заменил ни слова — и это была «Настоящая любовь», — говорил Тони Скотт про этот фильм.
В первой половине «нулевых» он несколько отошел от коммерческого кино — по старой памяти снимал рекламные ролики, интенсивно работал в продюсерской компании, которую они основали с братом. Потом он все-таки вернулся в большое кино, причем вполне триумфально — с точки зрения критиков, но не продюсеров. Рецензенты удивленно хвалили эмоциональный, выходящий далеко за пределы собственного жанра криминальный боевик «Гнев» о частном охраннике, сражающемся за жизнь своего маленького клиента. А картина «Домино» об охотниках за головами, чья работа превращается в реалити-шоу, вызвала самые противоречивые оценки — от восторга до полного разноса. Эта картина стала, наверное, самым смелым экспериментом Скотта в последний период его карьеры — на протяжении всего фильма экшн медленно, но уверенно превращался в психоделическую притчу.
Впрочем, прокат экспериментов с жанрами не терпит, и в прокате фильм, к сожалению, провалился.
Любопытно, что в четырех из пяти его последних фильмах на главные роли Тони Скотт приглашал дважды лауреата «Оскара» Дензела Вашингтона — тот играл в «Гневе», «Дежа вю», «Опасных пассажирах поезда 123» и «Неуправляемом»; режиссер словно торопился снять актера во всех неснятых раньше ролях. В «Неуправляемом», кстати, на экран вернулась старая манера Скотта — быстрый сюжет, сарказм и непрерывная гонка.
Его самой последней работой стало продюсирование «Прометея» Ридли Скотта — приквела к его же «Чужому». И, видимо, посмотрев на то, что получилось у брата, он наконец-то решил вернуться к своим истокам — собрался сделать сиквел «Лучшего стрелка», своего первого удачного фильма. С Томом Крузом в главной роли, конечно.