Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Русский музей проверят на копии

После жалоб коллекционера в ГРМ приедут ревизоры из Минкульта

Петербургский коллекционер обвинил Русский музей в незаконном копировании картин из запасников и пособничестве в продаже фальшивок. Музейщики выступили с официальным опровержением. Проверять запасники едут ревизоры Минкульта.

Пресс-служба Русского музея в пятницу выступила с заявлением по поводу картины знаменитого художника первой трети XX века Бориса Григорьева «В ресторане», которую в 2009 году за 7,5 млн рублей приобрел известный петербургский коллекционер Андрей Васильев. В 2010-м эксперты признали картину фальшивкой. Васильев полагает, что купленная им копия была незаконно сделана в запасниках Русского музея, где сейчас хранится оригинал.

«Господин Васильев утверждает, что принадлежащая ему картина была скопирована на территории Русского музея, — говорится в заявлении пресс-службы. — Однако любое перемещение музейного предмета со строго определенного места хранения с любой целью (осмотр, экспозиция, реставрация, фотосъемка) фиксируется актами выдачи или пометками в специальном журнале. А в фонде графики музея (где хранится полотно, принадлежащее Русскому музею) все хранительские шкафы в опечатанном виде находятся в общем зале и

любые мероприятия с произведениями происходят на глазах у десятка других сотрудников и хранителей. Посторонние лица входят в фонд строго по пропуску, и любое посещение фиксируется в специальных журналах».

По словам Васильева, в 2010 году сотрудники научно-реставрационного центра им. Грабаря в Москве заявили ему, что ранее видели его картину и, проведя экспертизу, обнаружили подделку. Химико-технологический анализ произведения показал, что оно было выполнено в период после смерти художника Григорьева (1886–1939). Затем этот вывод подтвердили и другие специалисты.

Музейщики заявили, что никакого копирования картин Григорьева в их запасниках не было.

«Утверждение о том, что копия, о которой идет речь, произведена с оригинала, принадлежащего Русскому музею, небесспорно, — говорится в заявлении. — Но если даже это и так, то в таком случае она могла быть сделана только задолго до поступления в Русский музей. Правды в словах г-на Васильева нет… выдумываются все новые и новые версии с явной целью – разрушить деловую репутацию Русского музея».

Руководство музея говорит, что Васильеву необходимо было подвергнуть картину профессиональной экспертизе до покупки, а не после. Музей же к ошибкам собирателей не имеет никакого отношения.

В свою очередь, г-н Васильев неоднократно утверждал и продолжает утверждать, что купил картину у посредника, за которым стояла бывший сотрудник Русского музея Елена Баснер. Васильев говорит, что у его покупки был хороший провенанс (история владения произведением) и что копия выполнена настолько искусно, что в центре Грабаря она не смогла пройти только одну проверку – химико-технологическую.

Оригинальное полотно находится в Русском музее с 1980-х годов. Оно попало в музей в составе коллекции Бориса Окунева, советского профессора, передавшего свое собрание произведений искусства музею. Окунев приобрел картину в 1946 году в антикварном магазине. Внешне картина похожа на принадлежащую коллекционеру Васильеву картину «В ресторане». Причем каталог, в котором фигурировало полотно «В ресторане», составляла в 1980-х годах Елена Баснер — известнейший специалист по русскому авангарду, в настоящее время эксперт нескольких аукционов в скандинавских странах.

Оригинал никогда нигде не выставлялся до апреля 2011 года. Видеть его могли только сотрудники.

Васильев полагает, что подделка была выполнена в запасниках музея или там были сделаны подробные фотографии картины для изготовления копии.

Он обратился с заявлением в полицию Санкт-Петербурга, в июле было возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество в особо крупном размере». Дело возбуждено в отношении неустановленных лиц, потерпевшим признан Васильев.

Елена Баснер отказывается от комментариев, пока идет следствие.

Отметим, что Васильев обратился не только в полицию, но и к министру культуры России. В июле коллекционер попросил г-на Мединского проверить, как осуществляется охрана фондов Русского музея. Ревизоры из Минкульта должны прибыть в Петербург на следующей неделе.

Работы Бориса Григорьева высоко ценятся на мировых аукционах. Так, его полотно «Мать и дитя» было продано на осенних торгах дома Sotheby's в 2009 году за 1 миллион 370 тысяч долларов при эстимейте в 500 тысяч. А в 2011 году полотно «Монах» ушло на аукционе Christie's за 1 миллионов 200 тысяч долларов, при том же эстимейте.

Новости и материалы
Генсек НАТО хочет убедить Трампа не уступать России
Доля российских удобрений на рынке Европы рекордно выросла
Посетитель ночного клуба признался диджею в любви и откусил у него ухо
Названы уязвимые к российским холодам автомобили
Марочко сообщил, что украинские военные сбросили тела неизвестных в реку
ВС РФ уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР
«Вашингтон» без сломавшего ногу Овечкина проиграл «Колорадо»
Во время урагана в Москве пострадали не менее четырех человек
Стало известно, как Украина хочет «сбивать» российские ракеты «Орешник»
Эстония лишь спустя три дня после удара «Орешника» созовет Совбез по Украине
Крупная автомобильная авария произошла на юго-востоке Москвы
США предупреждали союзников о применении Россией «экспериментального оружия»
«Вашингтон» опубликовал заявление о переломе ноги у Овечкина
Рэпер Noize MC не признал вину в дискредитации российской армии
Снижение скорости интернета может указывать на подключение чужих к Wi-Fi
Медведев опубликовал видео атаки российской гиперзвуковой ракетой «Орешник»
В Москве и Подмосковье замедлился рост цен
В православном монастыре Германии рассказали о единении русских и украинских прихожан
Все новости