Пресс-служба Русского музея в пятницу выступила с заявлением по поводу картины знаменитого художника первой трети XX века Бориса Григорьева «В ресторане», которую в 2009 году за 7,5 млн рублей приобрел известный петербургский коллекционер Андрей Васильев. В 2010-м эксперты признали картину фальшивкой. Васильев полагает, что купленная им копия была незаконно сделана в запасниках Русского музея, где сейчас хранится оригинал.
«Господин Васильев утверждает, что принадлежащая ему картина была скопирована на территории Русского музея, — говорится в заявлении пресс-службы. — Однако любое перемещение музейного предмета со строго определенного места хранения с любой целью (осмотр, экспозиция, реставрация, фотосъемка) фиксируется актами выдачи или пометками в специальном журнале. А в фонде графики музея (где хранится полотно, принадлежащее Русскому музею) все хранительские шкафы в опечатанном виде находятся в общем зале и
любые мероприятия с произведениями происходят на глазах у десятка других сотрудников и хранителей. Посторонние лица входят в фонд строго по пропуску, и любое посещение фиксируется в специальных журналах».
По словам Васильева, в 2010 году сотрудники научно-реставрационного центра им. Грабаря в Москве заявили ему, что ранее видели его картину и, проведя экспертизу, обнаружили подделку. Химико-технологический анализ произведения показал, что оно было выполнено в период после смерти художника Григорьева (1886–1939). Затем этот вывод подтвердили и другие специалисты.
Музейщики заявили, что никакого копирования картин Григорьева в их запасниках не было.
«Утверждение о том, что копия, о которой идет речь, произведена с оригинала, принадлежащего Русскому музею, небесспорно, — говорится в заявлении. — Но если даже это и так, то в таком случае она могла быть сделана только задолго до поступления в Русский музей. Правды в словах г-на Васильева нет… выдумываются все новые и новые версии с явной целью – разрушить деловую репутацию Русского музея».
Руководство музея говорит, что Васильеву необходимо было подвергнуть картину профессиональной экспертизе до покупки, а не после. Музей же к ошибкам собирателей не имеет никакого отношения.
В свою очередь, г-н Васильев неоднократно утверждал и продолжает утверждать, что купил картину у посредника, за которым стояла бывший сотрудник Русского музея Елена Баснер. Васильев говорит, что у его покупки был хороший провенанс (история владения произведением) и что копия выполнена настолько искусно, что в центре Грабаря она не смогла пройти только одну проверку – химико-технологическую.
Оригинальное полотно находится в Русском музее с 1980-х годов. Оно попало в музей в составе коллекции Бориса Окунева, советского профессора, передавшего свое собрание произведений искусства музею. Окунев приобрел картину в 1946 году в антикварном магазине. Внешне картина похожа на принадлежащую коллекционеру Васильеву картину «В ресторане». Причем каталог, в котором фигурировало полотно «В ресторане», составляла в 1980-х годах Елена Баснер — известнейший специалист по русскому авангарду, в настоящее время эксперт нескольких аукционов в скандинавских странах.
Оригинал никогда нигде не выставлялся до апреля 2011 года. Видеть его могли только сотрудники.
Васильев полагает, что подделка была выполнена в запасниках музея или там были сделаны подробные фотографии картины для изготовления копии.
Он обратился с заявлением в полицию Санкт-Петербурга, в июле было возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество в особо крупном размере». Дело возбуждено в отношении неустановленных лиц, потерпевшим признан Васильев.
Елена Баснер отказывается от комментариев, пока идет следствие.
Отметим, что Васильев обратился не только в полицию, но и к министру культуры России. В июле коллекционер попросил г-на Мединского проверить, как осуществляется охрана фондов Русского музея. Ревизоры из Минкульта должны прибыть в Петербург на следующей неделе.
Работы Бориса Григорьева высоко ценятся на мировых аукционах. Так, его полотно «Мать и дитя» было продано на осенних торгах дома Sotheby's в 2009 году за 1 миллион 370 тысяч долларов при эстимейте в 500 тысяч. А в 2011 году полотно «Монах» ушло на аукционе Christie's за 1 миллионов 200 тысяч долларов, при том же эстимейте.