Начало «Римских приключений» настораживает. Кажется, что нас ждет любовное признание городу Цезаря и Феллини. Фильм начинается с обращения прямо в камеру «говорящего светофора» — регулировщика, который обещает рассказать нам «удивительную историю». К счастью, историй у Аллена набралось на несколько картин. Американская туристка Хэйли (Элисон Пилл) знакомится прямо у фонтана Треви с местным леваком-адвокатом Микеланджело (Флавио Паренти) и выписывает из Америки родителей Джерри и Филлис (Вуди Аллен и Джуди Дэвис) знакомить с папой и мамой жениха.
Оперный режиссер Джерри с удивлением узнает, что его будущий сват, хозяин похоронного бюро, поет не хуже Карузо, но может это делать, только намыливаясь под душем.
Предприимчивый американец Джерри, несмотря на протесты родственников с обеих сторон, решает вытащить талант на сцену прямо вместе с ванной. Унылый клерк Леопольдо (Роберто Бениньи) в одно утро вдруг просыпается знаменитостью, уворачивается от папарацци и отвечает на вопросы журналистов «В какой позе вы любите спать?», но никак не может вспомнить, какое именно событие его прославило.
Молодожены приезжают в Рим из провинциального Парденоне, и, пока жена убегает сделать прическу, к мужу в номер по ошибке врывается веселая проститутка Анна (Пенелопа Крус, благодарная Вуди Аллену за «Оскар», полученный за роль в его «Вики Кристине Барселоне»). Классическая комедийная путаница приведет к тому, что молодые изменят друг другу, но это только во благо, намекает нам режиссер,
жизнь одна, а в Риме грех не изменять, когда вокруг столько соблазнов, это вам не Америка.
Несмотря на наличие нескольких историй и кучу знакомых лиц (Алек Болдуин, Эллен Пейдж, Джесс Айзенберг и даже Орнелла Мути), самые смешные сцены в «Римских приключениях» Аллен приберег для себя. Он снова готов шутить про секс и смерть. Например, когда ищет дом свата-гробовщика и его спрашивают: «А что, кто-то умер?» — Вуди отвечает: «Нет, но еще не вечер». И тут вспоминаешь, что лучше всего у Аллена получается быть собой — нью-йоркским невротиком, который лихорадочно читает рецензии утром после премьеры. Даже на итальянском.
Забавно, что несмотря на упреки в повторах и выхолощенности, Аллен как экранный персонаж в свои 76 лет совсем не вызывает скуки или раздражения. Наоборот, снимая в год по фильму, он возвращается к своим постоянным зрителям, как Дед Мороз, только не в Новый год, а в самый сезон блокбастеров, летом.
И зрителей становится все больше:
его предыдущая картина, вышедшая в 2011-м, «Полночь в Париже» побила личный рекорд режиссера, принеся 56 миллионов долларов. Столько не собирал ни один из его фильмов.
Возможно, крепнущий успех Аллена именно сейчас связан с тем, что он никогда не снимал того, чего ему не хотелось, а такой кредит зрительского доверия многого стоит. Он никогда не «продавался» Голливуду и не снимал попкорнового кино по чужому материалу. Его юмор основан на узнаваемых ситуациях,
хотя видно, что шутит человек, который в свое время прочитал все нужные умные книжки.
Аллена любят в Европе и России, потому что он никогда не упускает случая съязвить по поводу соотечественников, приезжающих в Италию просто поесть пасту, поглазеть на руины и вернуться к своим гамбургерам, моллам и плохому кино. Ему хватает здравого смысла больше не сниматься в сексуальных сценах с молодыми актрисами, но он не настолько стар, чтобы не говорить о сексе вообще.
В общем, за последние 40 лет Аллен как персонаж нисколько не изменился, а о каком режиссере или актере можно сказать то же самое?
Кроме зрителей Аллена всегда любила пресса. Возможно, потому что на протяжении долгого времени он играл с ней в поддавки прямо в своих фильмах. Поставив оперу, герой Аллена Джерри наутро жадно читает рецензии на итальянском: «Посмотрите, обо мне еще никогда не писали так хорошо. Вы не знаете, кстати, как переводится слово imbecile?» У какого критика поднимется рука обругать фильм такого человека?
Как опытный комедиант, Аллен знает, что лучшая защита — самоирония, а лучшее оружие — самоуничижение, поэтому в своих фильмах он проделывает работу критиков за них.
Недавно одна туристическая компания объявила о новом туре по местам съемок европейских фильмов Вуди Аллена – Барселоне, Лондону, Парижу и теперь Риму. Старый хитрец знает, что маркировать собой нужно места, которым не нужна реклама. Теперь осталось выяснить, какой процент с этого предприятия он себе выторговал. Потому что, сколько бы Аллен ни издевался над своими соотечественниками и их любовью к руинам, как и его предприимчивый герой Джерри, он прекрасно знает, как на них заработать.