В прошлом году организаторы фестиваля отмечали движение в сторону жанрового кино, которое широко было представлено в конкурсе — от театральной комедии Виктора Шамирова «Упражнения в прекрасном» (призы за лучший сценарий коллективу авторов и за мужскую роль Константину Юшкевичу) до комедии гангстерской Константина Буслова «Бабло» (приз за лучший дебют). Впрочем, будто бы в пику засилью жанра, жюри во главе с Александром Миндадзе отдало тогда главный приз черно-белому фильму из прошлого — «Безразличию» Олега Флянгольца. Формулировка награждения, в которой звучала ностальгия по чистому и бескорыстному искусству прошлого, выглядела едва ли не программным заявлением.
В этом году президент «Кинотавра» Александр Роднянский вновь подтвердил, что фестиваль не намерен быть «артхаусным гетто», но и миссию по взращиванию мастеров жанра на себя не возлагает.
Обещана объективная картина российского кино. В конкурсной программе собраны почти все наши режиссеры, которые сейчас на слуху, успели закончить очередные свои фильмы и не ждут ответа от главных фестивалей Европы. Частично премьеры их фильмов уже состоялись в зимне-весеннем европейском сезоне.
К последним относятся работы двух отмеченных «Кинотавром» режиссеров — Василия Сигарева, который победил в 2009 году с фильмом «Волчок», и Алексея Мизгирева, участвовавшего дважды: в 2007-м его «Кремень» был признан лучшим дебютом и награжден за сценарий, а в 2009-м специальный диплом жюри фестиваля получил «Бубен, барабан». Сигарев везет в Сочи метафизическую притчу, с элементами хоррора, про детей и взрослых «Жить»; фильм участвовал в конкурсе Роттердамского кинофестиваля в январе. Тюремную же драму Мизгирева «Конвой» показали в программе «Панорама» Берлинского кинофестиваля в феврале.
Обе ленты не произвели особого впечатления на западных критиков и жюри. В первом случае можно предположить пресловутые сложности с пониманием русской души, а во втором в буквальном смысле имели место трудности перевода: язык криминально-охраннического мира был утрачен в английских субтитрах.
К заметным событиям в конкурсе 2012 года также можно отнести новый фильм Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит», снятый по мотивам опубликованных в журнале «Большой город» разговоров, подслушанных в ресторане.
Кого-то заинтересует «Я буду рядом» надежды середины нулевых Павла Руминова — картину режиссера, возвращающегося из жанровых поисков, анонсируют как снятую в духе независимого американского кино («Кинотавр», кстати, сами организаторы фестиваля если и сравнивают, то с «Санденсом»).
Павел Костомаров и Александр Расторгуев продолжили начатый в «Я тебя люблю» эксперимент с раздачей камер жителям Ростова — их новая работа, основанная на собранном у ростовчан материале, называется «Я тебя не люблю».
Авдотья Смирнова, чья комедия «Два дня» про взаимоотношения интеллигенции с властью открывала фестиваль в прошлом году, теперь участвует в конкурсе с фильмом «Кококо» — о встрече интеллигенции с народом. Победитель прошлогоднего конкурса короткого метра Михаил Сегал дорастил разговорную короткометражку «Мир крепежа» до четырех новелл, объединенных в полнометражные «Рассказы».
Фильмы Светланы Басковой («Зеленый слоник») раньше в подобных мероприятиях не участвовали, но снятый на грани документальности «За Маркса...» — про профсоюзы, рабочих и Годара — смотрится в программе более чем уместно.
Еще один постоянный сюжет российского кинолета — фильмы, которые могли бы украсить конкурс, но на море не поехали. В прошлом году Московскому кинофестивалю из отечественного достались «Сердца бумеранг» Николая Хомерики (красивая, поэтичная черно-белая лента могла бы восполнить испытанный жюри «Кинотавра» в 2011-м дефицит чистого искусства) и безусловный зрительский фаворит «Шапито-шоу» Сергея Лобана и Марины Потаповой.
В этом году в программе ММКФ из потенциальных участников «Кинотавра» оказались Рената Литвинова с «Последней сказкой Риты» и Андрей Прошкин с «Ордой» (организация запрещена в России): обе картины попали в основной конкурс московского киносмотра.
Соответственно, занятной рокировкой выглядит присутствие в сочинском конкурсе Александра Прошкина с «Искуплением» про первые дни Великой отечественной войны: молодое поколение привычнее видеть на «Кинотавре», а старшее, тем более с фильмом про войну, как раз на ММКФ. Впрочем, прошлый фильм Прошкина-старшего «Живи и помни» (тоже про военное время, и тоже экранизация) также был представлен зрителям в Сочи: он открывал фестиваль в 2008-м.
За вычетом интернациональной «Измены» Кирилла Серебренникова и «Танца Дели» Ивана Вырыпаева (это как раз те фильмы, премьеры которых, вероятно, состоятся на европейских фестивалях), «Кинотавр» по-честному выполняет обещание устраивать ежегодный смотр всего интересного, что появилось в российском кино за отчетный период. Чтобы было интереснее, подводить итоги в этом году доверили Владимиру Хотиненко и возглавляемому им режиссерскому жюри, в которое вошли те, кто и сам регулярно в этих отчетах представлен.