Фестиваль имени Тарковского проводят в Ивановской области (режиссер родился и рос в Юрьевце) с 2007 года. В прошлом году здесь встречали хлебом-солью председателя жюри Рэйфа Файнса, в этом жюри возглавляет один из названных преемников Андрея Арсеньевича — венецианский и каннский лауреат Андрей Звягинцев. Среди почетных же гостей выделяется еще один режиссер, которого сравнивают с Тарковским, — мексиканец Карлос Рейгадас. Он приезжает представлять собственную ретроспективу прямиком с Каннского кинофестиваля, где его новый фильм «Post Tenebram Lux» был удостоен приза за режиссуру. Зрители «Зеркала» получили возможность увидеть эту картину первыми в России.
Ретроспективы в этом году носят название «Тарковский контекст» и объединены тем, что включенных в нее режиссеров чаще других называют метафизиками. Первый — это собственно Рейгадас, а второй — обладатель Гран-при Канна за фильм «Однажды в Анатолии» Нури Бильге Джейлан (чье имя в связи с пристрастием к съемкам снега и облаков стало нарицательным для коллег, употребляющих термины «джейланововские небеса» и «джейлановский снег»). Он также приезжает показывать свои фильмы.
Кроме Звягинцева киносмотр будут судить художник-постановщик Роджер Кристиан («Чужой», четвертый и шестой эпизоды «Звездных войн»), актеры Йоханнес Цайлер (титульная роль в «Фаусте» Александра Сокурова) и Владас Багдонас (главный артист театра Эймунтаса Някрошюса «Мено фортас»), актриса Динара Друкарова («Самостоятельная жизнь», «Про уродов и людей»).
На конкурс принимаются картины, замеченные на прошлогодних европейских смотрах, но еще не попавшие ни в российский прокат, ни на другие российские фестивали. Впрочем, соблюсти этот принцип до конца получается не всегда. Так, например, «Альпы» Йоргоса Лантимоса (приз за лучший сценарий в Венеции) уже показывали в Москве на Неделе греческого кино, но это, кажется, единственное отступление от негласного правила.
Зато в конкурсе «Зеркала» можно будет увидеть еще одного новоиспеченного призера Каннского фестиваля: фильм «В тумане» Сергея Лозницы получил на днях награду международной федерации кинокритиков FIPRESCI.
Также в конкурсе канадская драма Филиппа Фалардо «Господин Лазар» про алжирского беженца, который становится учителем в Монреале; фильм-поход про отношения «Самая одинокая планета» Джулии Локтев про американскую пару (Гаэль Гарсиа Берналь и Хани Фюрстенберг) в Грузии; три латиноамериканских картины: «С четверга до воскресенья» Доминги Сотомайор (один из трех главных «Тигров» фестиваля в Роттердаме), «Юго-запад» Эдуардо Нунеса и «Откройте двери и окна» Милагрос Мументалер (главный приз «Золотой леопард» в Локарно); тайский фильм «Я вела тебя домой» Тонгпона Чантаранкула; франко-люксембургский «Верхний этаж, левое крыло» Анжело Чьянчи и «Комнату 514» израильтянина Шарона Бар-Жива.
По аналогии с другими городами, устраивающими фестивальные показы на площадях и прочих открытых площадках,
в Иваново решили смотреть кино на берегу Волги: на дебаркадере организовали кинотеатр под открытым небом и будут крутить фильмы из программы «Эйфория» программного директора фестиваля Андрея Плахова: «Артиста» Мишеля Хазанавичюса, «Полночь в Париже» Вуди Аллена и «7 дней с Мэрилин» Саймона Кертиса.
Приличный конкурс, продуманные ретроспективы и внеконкурсные показы (в программе «Свои» покажут и самые заметные российские фильмы 2010—2011 годов) — примерно так, наверное, и должен выглядеть оживляющий городскую жизнь фестиваль. Всем бы по такому.