Больше полувека в Голландии существует фонд World Press Photo, стараниями которого этот конкурс фотожурналистики стал самым престижным в мире. И хотя лауреаты выбираются ежегодно в таком количестве номинаций, что всех не перечесть, все же обладание призом WPP сродни посвящению в международную репортерскую элиту. Каждый раз после раздачи наград гастрольная выставка победителей путешествует по свету, охватывая около сотни городов. В их число благодаря стараниям фонда «Объективная реальность» шестой раз подряд входит и Москва.
В лауреатскую выставку вошли работы 57 фотографов, занявших условные пьедесталы почета в девяти категориях, таких как «события», «портреты», «проблемы современности», «повседневная жизнь», «искусство и развлечения», «природа» и т. п. Причем каждая из этих номинаций имеет еще и внутреннее деление, поскольку жюри оценивает по отдельности фотосерии и одиночные снимки, так что список победителей выглядит не просто длинным, но еще и структурно затейливым.
Тем не менее обладатель Гран-при всегда стоит особняком. В этом году лучшим из лучших признан снимок испанского репортера Самуэля Аранды, сделанный минувшей осенью в Йемене. На нем запечатлена сцена встречи Фатимы аль-Кос (ее имя получило известность только благодаря конкурсу World Press Photo) со своим сыном Зайедом, пострадавшим от слезоточивого газа в ходе уличной демонстрации. Дама, с головы до пят укрытая никабом, обхватила руками полуобнаженного отпрыска, и, хотя лица ее не видно, буря эмоций выражена в пластике. Композиция совершенно явственно отсылает к иконографии «пьеты» (оплакивания Христа), и мусульманский контекст лишь усиливает впечатление. Кстати, достижения Аранды на нынешнем конкурсе не ограничиваются главным призом: испанец получил еще и «бронзу» в номинации «природа» — за серию о варварской добыче акул на Тайване.
Вряд ли у кого-то вызовет удивление факт, что тема «арабской весны» доминирует над прочими. Различного достоинства награды получили несколько фотографов, ловивших сенсации на Ближнем Востоке. В частности, первое место в категории «новости» заслужил снимок нашего соотечественника Юрия Козырева, давно, впрочем, работающего на The Time, поймавшего в видоискатель драматичный и весьма выразительный эпизод гражданской войны в Ливии.
А в разделе «специальное упоминание» отмечена даже не фотография, а скриншот с анонимного видео – случай в конкурсной практике поистине беспрецедентный.
Кто-то из ливийских повстанцев заснял момент пленения Муамара Каддафи, и члены жюри WPP сочли этот визуальный документ настолько исторически важным, что не удержались от поощрения неизвестного автора.
Помимо арабских революций в фокусе профессионального внимания оказались и последствия землетрясения в Японии. Хронику тех катастрофических событий запечатлели Тосиноки Цунепари, Коигира Тедзука, итальянец Паоло Пеллегрин и американец Дэвид Гаттенфелдер – всем им нашлось место в лауреатском списке.
Надежным поставщиком выигрышных сюжетов традиционно остается Северная Корея: в этом году благодаря освещенному портрету Ким Чен Ира посреди затемненного Пхеньяна первое место в номинации «повседневная жизнь» отхватил босниец Дамир Саголи. Впрочем для победы на World Press Photo вовсе не обязательно мчаться на другой конец света: иногда сенсационный кадр может поджидать за углом собственного дома. Так вышло у китайца Ли Яна, бронзового призера в номинации «новости»: идя по улице, он успел расчехлить камеру и зафиксировать, как из окна седьмого этажа пытается выпрыгнуть девушка в подвенечном платье. Буквально на лету ее подхватили гости неудачной свадьбы. Краткая аннотация к фотографии сообщает, что в итоге все кончилось хорошо, правда осталось неизвестным, вернулся ли к девушке сбежавший жених, из-за которого и возникла мысль о суициде.
Несмотря на сюжетные различия, каждая выставка лауреатов WPP во многом похожа на предыдущие. Те из зрителей, кто регулярно отсматривает конкурсные материалы, не могут не замечать внутреннего сходства между экспозициями разных лет. Да и имена победителей зачастую повторяются: например, упомянутый Козырев берет призы с завидной регулярностью, да и два других лауреата-россиянина – Вячеслав Гронский и Александр Таран – попали в почетный список не впервые. Относиться к конкурсным традициям, приводящим к ежегодным совпадениям имен, композиций и интонаций, можно по-разному. Но стоит заметить, что репортеры обычно следуют за течением жизни, а она имеет свойство порождать типовые сценарии.