Программу «Кинотавра 2012» огласили в Москве в среду президент фестиваля Александр Роднянский и программный директор Ситора Алиева. В основной конкурс вошло 14 картин, правда, по словам организаторов, их список может пополниться работами, авторы и продюсеры которых ждут ответа крупных международных кинофестивалей.
Среди уже утвержденных картин новая работа Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит», снятая режиссером по мотивам материала в журнале «Большой город», в котором корреспонденты подслушивали ночные разговоры в одном из московских кафе.
Фильм интересен не только фабулой, но и экономической моделью, по которой он был сделан: вся работавшая над лентой группа трудилась не за гонорар, а за процентные отчисления с будущего проката.
Есть в конкурсе и другие эксперименты например «Я тебя не люблю» мастеров неигрового кино Павла Костомарова и Александра Расторгуева. Картина является своего рода сиквелом проекта «Я тебя люблю», в рамках которого режиссеры раздали камеры простым жителям Ростова и попросили их самих снять любительское кино из своей жизни, но на заданную в заглавии тему. Из полученного материала режиссеры смонтировали фильм. Нынешняя картина продолжает эту линию, только тематика сменена на прямо противоположную.
За призовое место будет бороться и картина «Со мною вот что происходит» театрального режиссера Виктора Шамирова. На прошлом «Кинотавре» Виктор Шамиров, Гоша Куценко и Константин Юшкевич получили приз за сценарий «Упражнений в прекрасном», которые они вместе написали, играли в театре и перенесли на экран. В новом фильме Шамирова из товарищей появится Куценко.
Компанию ему, возможно, составят Кирилл Серебренников с фильмом «Измена» и Иван Вырыпаев с картиной «Танец дели» (как и предыдущий «Кислород», этот фильм Вырыпаев снял по мотивам своего спектакля, поставленного в варшавском Театре Народовом), известные главным образом своими театральными работами, однако их новые фильмы еще не утверждены в программе «Кинотавра».
Зато точно известно, что на «Золотую розу» будет претендовать фильм «Кококо» Авдотьи Смирновой (в прошлом году ее комедия «Два дня» открывала фестиваль), посвященный истории столкновения интеллигенции с простым народом. Есть в программе и другие представители поколения сорокалетних: в основном соревновании будут представлены работы Михаила Сегала «Рассказ» и Павла Руминова «Я буду рядом». Сегал более известен как автор музыкальных видео (снимал клипы для «Сплина» и «Касты») и получил несколько призов за свою картину «Франц+Полина».
Новая картина Михаила состоит из нескольких новелл, одна из которых — «Мир крепежа» — победила в прошлом году, будучи представлена в короткометражной программе «Кинотавра».
Руминова знают как режиссера хоррора «Мертвые дочери» и комедии «Обстоятельства», а также как киноэкспериментатора и автора пламенных манифестов о природе кино. Телевизионный и кинопродюсер Дмитрий Фикс выступит в качестве режиссера с картиной «Белый мавр, или три истории о моих соседях» по повести Максима Стишова.
Среди других заметных имен в конкурсе «Кинотавра» Василий Сигарев с фильмом «Жить». Это второй фильм режиссера; два года назад его дебют «Волчок» увез с «Кинотавра» три приза (включая главный — за лучший фильм), а затем завоевал главную награду кинофестиваля в Цюрихе. Не менее интересно и появление в списке «Искупления» — новой работы почтенного Александра Прошкина («Чудо», «Русский бунт»). Заявлен в конкурсе и «Конвой» Алексея Мизгирева, представлявший Россию во внеконкурсной программе последнего Берлинале.
Дебютами в этом году названы «Дочь» Александра Касаткина и Натальи Назаровой, ранее писавшей сценарии, а теперь взявшейся за режиссуру, и «За Маркса» Светланы Басковой.
Баскову можно считать дебютантом условно: режиссер-авангардист известна своими радикальными работами, особенно «Зеленым слоником», в котором творится такое, что лучше даже не пытаться пересказать.
Интересно, что продюсерами ее новой ленты стали деятель «параллельного кино» Глеб Алейников, художник и теоретик левого современного искусства Анатолий Осмоловский.
Судить основной конкурс в этом году будет жюри под руководством Александра Хотиненко. Кроме него в комиссию войдут режиссеры Бакур Бакурадзе, Александр Котт, Анна Меликян, Алексей Федорченко, Николай Хомерики и Вера Глаголева. То, что в этом году все члены жюри основного конкурса представляют режиссерский цех, не случайность, а своего рода программное заявление организаторов фестиваля. Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева, ссылаясь на бывшего директора Венецианского кинофестиваля (в следующем году готовящегося возглавить кинофестиваль в Риме) Марко Мюллера, сказала, что сегодня, когда институт экспертной оценки находится в кризисе, интересно предоставить коллегам и сверстникам судить своих товарищей.
Комментируя современное состояние отечественного кинематографа, президент «Кинотавра» Александр Роднянский сетовал на то, что прокат окончательно захвачен голливудской продукцией, и напоминал, что фестиваль не «артхаусное гетто», а точный срез того, какое кино у нас сейчас есть. Вспомнив, что в 1990-е «Кинотавр» сравнивали с Канном за субтропические пальмы и ковровую дорожку, он заявил, что образцом для подражания скорее может служить американский «Сандэнс» — полноценный фестиваль независимого кино.
Зато, как отметила Ситора Алиева, становится больше качественно сделанного короткометражного кино, программа которого обещает быть не менее интересной, чем в прошлом году, когда критики посвятили ей немало лестных слов. Оценивать короткий метр в этом году будет специальное жюри, в которое вошли продюсер многих короткометражек-победителей прошлых лет Сергей Лазарук (первый зампред Союза кинематографистов России) и его коллеги Евгений Гиндилис, Елена Гликман и Юлия Мишкинене. По аналогии с режиссерским жюри полного метра, продюсерский состав жюри метра короткого тоже содержит послание: кому, как не продюсерам, отбирать новые имена в кино.
Работа фестиваля продлится с 3 по 11 июня. Закроется фестиваль новой картиной Рената Давлетьярова «Стальная бабочка». Вопрос о том, какую картину покажут на открытии фестиваля, пока остается открытым.