Отечественные кинопремии слишком предсказуемые, чтобы всерьез рассчитывать на какую-то интригу, – как правило, практически все результаты становятся очевидными уже после объявления списков номинантов. Не осталась в стороне и премия Российской академии кинематографических искусств «Ника», которая в этом году отпраздновала свою 25-ю годовщину.
Лучшим фильмом 2011 года была признана лента Андрея Смирнова «Жила-была одна баба».
Всего же историческая картина о тамбовском селе во втором десятилетии двадцатого века получила шесть наград – прав был Кирилл Разлогов, предположивший на объявлении номинантов премии «Золотой орел», что именно «Жила-была одна баба» получит своё на «Нике». Напомним, что Смирнов отказался номинировать свой фильм на награду второй российской киноакадемии из-за «раскола среди кинематографистов». Видимо, академики его услышали: помимо того что картине присвоили звание лучшей, были отмечены Дарья Екамасова (лучшая женская роль), Роман Мадянов (лучшая мужская роль второго плана), а также художник (Владимир Гудилин) и художник по костюмам (Людмила Гаинцева). Сам Смирнов получил приз как лучший сценарист.
<3>
Второе место по количеству призов досталось картине Андрея Звягинцева «Елена» — она стала обладательницей четырех призов. Предыдущий очный спор «Елены» и «Бабы» на премии кинокритиков «Белый слон» в декабре прошлого года принес победу фильму Звягинцева, который и тогда получил четыре награды против всего двух у ленты Смирнова. Любопытно, что призы фильму «Жила-была одна баба» принесли актеры – Екамасова и Алексей Серебряков, который выиграл ту же номинацию, что сейчас – Мадянов.
«Золотых орлов», кстати, у «Елены» тоже четыре.
Впрочем, и на этот раз награды у «Елены» оказались достаточно весомыми: Звягинцев был назван лучшим режиссером, Михаил Кричман стал лучшим оператором (на прошлой неделе он получил еще и «Белый квадрат» от Гильдии кинооператоров), Елена Лядова выиграла номинацию «лучшая женская роль второго плана», а Надежда Маркина поделила звание лучшей актрисы с Екамасовой из ленты Смирнова.
Среди претендентов на главный приз были также «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова, «Шапито-шоу» Сергея Лобана и «Сибирь. Монамур» Вячеслава Росса, но другие фильмы выигрывали только в тех номинациях, где по каким-то причинам не оказалось двух лидеров. Сергей Гармаш получил приз как лучший актер за роль в картине «Дом», Леонид Десятников стал лучшим композитором за музыку к ленте «Мишень», а «открытиями года» оказались сразу два актера — Михаил Процько («Сибирь. Монамур») и Дмитрий Астрахан («Высоцкий. Спасибо, что живой»). Наличие двух победителей сразу в двух категориях (открытия и лучшие актрисы) в «Нике» объяснили просто: равенство голосов при голосовании.
Кстати, ленте Буслова единственной удалось сломать сложившуюся на нынешней «Нике» традицию: она получила премию за звук (звукорежиссер Владимир Литровник), хотя в номинации были и «Елена», и «Баба».
Лучшей документальной лентой стала «Книга тундры. Повесть о Вуквукае – маленьком камне» Алексея Вахрушева, а лучшим мультфильмом – трехминутная анимационная картина «Ещё раз!», сделанная учениками мастерской оскаровского лауреата Александра Петрова. Специальная телепремия досталась автору «Раскола» Николаю Досталю.
Специальных призов в этом году на «Нике» вручили несколько. Премия «За честь и достоинство» под всеобщее одобрение досталась Олегу Басилашвили, а за благотворительность награду получили актрисы Чулпан Хаматова и Дина Корзун, учредители фонда «Подари жизнь».