Великая Отечественная война, 1944 год. Батальонный разведчик лейтенант Гранин (Игорь Петренко) после ранения приезжает в отпуск в недавно освобожденную Одессу и выясняет, что его родители и жена погибли во время оккупации. Он убивает выдавшего их предателя и возвращается на фронт, где его уже ждут органы госбезопасности, чтобы арестовать за преступление. Спас разведчика комбат Аргунов (Андрей Смоляков): теперь Гранин — не лейтенант, а рядовой c фамилией Митрохин и служит в другом батальоне.
Но спасение Гранина из рук правосудия делает Аргунова чрезвычайно уязвимым — его недруг, офицер госбезопасности Агафонов (Игорь Скляр), обещает разобраться с ним после войны. И выполняет свою угрозу: в 1947 году за неосторожно сказанные слова о хороших дорогах Германии Аргунов оказывается в тюрьме, а затем попадает в «Лазо» — расположенный в Карелии лагерь самой высокой режимной категории, начальник которого походя расстреливает зэков за отказ встать на колени. Узнав о том, что произошло с боевым товарищем, Гранин-Митрохин разрабатывает план спасения комбата: с помощью еще одного фронтового друга, который теперь служит в ГБ, он имитирует покушение на товарища Сталина, получает срок в четверть века и оказывается в том же «Лазо».
Теперь осталось всего лишь убежать из строго охраняемого места, окруженного болотами и колючей проволокой.
В понедельник Первый канал начал показывать (по будням, в прайм-тайм — сразу после программы «Время») сериал «Отрыв» — рассказ о том, как обошелся СССР с победителями Великой Отечественной. Вообще, тему послевоенного времени телеканал поднимает уже не первый раз: в ноябре вышла «Фурцева», часть которой как раз и показывает вхождение будущего министра культуры во властные вертикали в конце 40-х, а уже в этом году появился и «Жуков», повествующий о том, как загордившийся маршал победы оказался из этой вертикали выкинут.
И «Фурцева», и «Жуков» были хитами — быть может, одноразовыми, но их рейтинг внушал уважение, а отзывы были по большей части положительными: время-то интересное, в кино практически не представленное, да и главные герои подобраны верно, а испортить чью-то биографию надо еще суметь. Режиссер «Фурцевой» Сергей Попов, которому и доверили снимать «Отрыв» (бог знает, что обозначает это слово в контексте данного сериала), рассказал о мести, о любви и о кладе — уже без привязки к конкретной судьбе конкретного и реального человека и без почти обязательных Сталина и Берии, разрабатывающих коварные планы по дискредитации полководцев или одобрительно аплодирующих правильной комсомолке.
Уши «Графа Монте-Кристо» торчат из «Отрыва» вызывающе.
Госбезопасник Агафонов положил глаз на Елену (Кристина Кузьмина), жену комбата Аргунова, еще до войны, когда они служили вместе. Собственно, и история с Граниным — лишь повод дать обещание «еще встретиться», которое обязательно будет выполнено. Ну а затем, в строгом соответствии с сюжетом Дюма, служивый офицер начнет ухаживать за женой каторжника, обещая ей разобраться и восстановить справедливость. Эти обещания он, разумеется, выполнять не собирается.
В будущих сериях анонсировано присутствие авторитетных уголовников, с помощью которых лагерная администрация держит заключенных в кулаке, а также денег и золота — они есть, и теперь главный герой будет стараться заполучить и их тоже.
Поскольку роман Дюма переносил на российскую почву не Стивен Кинг, то и «Побега из Шоушенка» толком не получилось.
Дело даже не в том, что в советской пенитенциарной системе не было места, подобного замку Иф или тюрьме Шоушенк, а ближайшим аналогом может быть лишь лагеря ГУЛАГа где-нибудь на Колыме, про которую уже снимали — в 2005 году вышел мини-сериал «Последний бой майора Пугачёва». Повторяться авторы «Отрыва» не стали, зато удобрили сюжет набором штампов, и актерам толком нечего в нем делать — подобное уже сыграно не раз и не два, а в «Отрыве» почти доведено до совершенства натянутости, да и очевидно, что Петренко и Смоляков не стремятся затмить Тима Роббинса и Моргана Фримена. На помощь им приходят всевозможные рояли в кустах, призванные хоть как-то связать сюжет в логически стройную конструкцию. Получился странный гибрид, сдобренный для коллекции еще одним голливудским фильмом.
Фильм этот — «Скала» Майкла Бэя, в котором героя Шона Коннери призывают в помощь спецназу как единственного узника, сумевшего сбежать из тюрьмы Алькатрас.
В «Отрыве» таких узников двое: Гранин-Митрохин изучал места, в которых расположен «Лазо», во время учебы в институте, а где-то в лагере сидит и его проектировщик, что также не помешает при подготовке к побегу. Так что нет сомнений, что безумный план сработает. Осталось разобраться с малостью.
«Оказавшись по ту сторону колючей проволоки, спаситель понимает: старого друга уже нет, и спасать его придется, прежде всего, от самого себя», — сообщается в анонсе Первого канала. Что ж, Эдмона Дантеса от самоубийства спас аббат Фариа, а у комбата есть его верный разведчик.