28 января на Патриаршем мосту пройдет пикет «За «Красный Октябрь» без элитного жилья»: общественность выступит против планов компании «Гута-девелопмент» возвести на территории бывшей кондитерской фабрики, заселенной ресторанами и арт-институциями, жилые дома. Беспокойство активистов вызвали публикации о планах девелопера приступить к дальнейшему освоению принадлежащих ему объектов. В корпусах «Красного октября» уже три года работают несколько выставочных залов, редакции телеканала «Дождь», нескольких журналов и интернет-порталов, музыкальные клубы и Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Президент «Стрелки» Илья Осколков-Ценципер, бывший в свое время идеологом «Арт-Стрелки», в пятницу побывал на совещании в Москомархитектуре, посвященной проблеме застройки «Октября», и рассказал «Парку культуры», в чем, с его точки зрения, заключается главная проблема и кто должен определять назначение эой территории.
— Илья, вы только что вышли с совещания в Москомархитектуре по поводу «Красного октября». На каком уровне шел разговор и о чем удалось договориться.
— Присутствовал главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, сотрудники его аппарата, Артем Кузнецов из «Гута-Девелопмент» и один из архитекторов, занятых в проекте. Нам обещали в ближайшие дни показать проект того, что город собирается делать на этой территории, что и как тут собираются строить.
<1>
— Тем не менее напряжение нарастает — на субботу намечен пикет в защиту сохранения статуса «Красного октября». Предусматривает ли этот проект разрушение сложившегося культурного кластера?
— Проекта никто не видел. Мне в этом вопросе представляется ключевой роль и позиция роль города, а не девелопера. Девелопер занимается бизнесом на своей территории, и содержание арт-кластера в его задачу не входит. А вот городским властям необходимо сформировать четкую позицию, что именно они хотят видеть напротив Кремля, жилые кварталы или творческую территорию.
— Но власти Москвы в лице главы Москомнаследия Александра Кибовского и его советника Николая Переслегина уже дважды сообщили, что город не позволит тронуть ни один памятник истории и архитектуры на острове.
— И что? Сохранение памятников тут не при чем — можно корректно отреставрировать здание и занять его жильем или офисами. Мне кажется, в данном случае необходима обсуждение того, каким москвичи хотят видеть это место - через два года, пять лет, десять. Но пока нет проекта, нет возможности и для такого обсуждения.
— Кто в ней, вы считаете, должен участвовать - арендаторы?
— Как раз главная опасность заключается в том, чтобы свести все к разговору об арендаторах. Поймите, речь не идет о том, чтобы оставить «Стрелку» на «Красном октябре» любой ценой, а о том, что граждане и власти города хотят там видеть. Представьте себе такую ситуацию в Париже, например - вот есть пляс Бобур, давайте решим, будут тут жилые дома или Центр Помпиду? А договор аренды со мной никто не нарушал, обе стороны его соблюдают.