Девонширский помещик (Дэвид Тьюлис) готовится разорить семью бедного фермера Нарракотта (Питер Муллан). Против фермера воспоминания об ужасах войны и проблемы с алкоголем, зато у него есть любящая жена (Эмили Уотсон) и неуступчивый сын (Джереми Ирвин), а у сына есть конь. Конь Джоуи непрост — красавец с белой звездочкой на лбу и упрямым характером. Впрягать такого в плуг грешно, но хозяйство спасать надо. Дружба мальчика со скакуном могла бы посрамить капиталистическую свинью, но то урожай погибнет, то война начнется. Нарракотт-старший продает Джоуи голубоглазому офицеру (Том Хиддлстон): предстоит отправка на фронт, и поначалу армейская жизнь представляется даже более уместной для аристократической выправки коня, чем сельская. Увы, боевые действия нового типа быстро вносят свои коррективы.
Избежать сравнений со «Спасти рядового Райана» сложно,
но если во Второй мировой рядовой оставался где-то за кадром, пока зритель следил за судьбой его возможных спасителей, то в Первой мировой конь сам выступает и спасаемым, и спасателем. Правда, спасает он исключительно сородичей по лошадиному племени, людям, очутившимся в его седле, везет не так часто.
Зато конь находит в армии друга, и это, конечно, не человек, а другой конь, которому досталось нести на себе до поры самонадеянного и честолюбивого глупца в форме британской кавалерии (Бенедикт Камбербэтч). Когда вороному собрату требуется помощь, Джоуи не раз проявляет характер и смекалку: то научит таскать повозку, чтобы не пристрелили за ненадобностью, то вызовется добровольцем вместо травмированного товарища тянуть в гору страшенную гаубицу.
Однако помочь людям, в том числе помогающим ему, он не может. Или не видит в том смысла.
С людьми вообще как-то странно получается. Война не делит их на хороших и плохих, а делит на хороших плюс добрых (особенно к лошадям) и других — хороших, но ожесточившихся, что также показано через отношение к лошадям. Единственным отрицательным персонажем остается тот самый карикатурный землевладелец, но даже его неприятный сын (Роберт Эммс) на линии огня оказывается не таким уж плохим парнем. И немцы хорошие, особенно конюхи. И французы, которые пытаются мирно жить в десятке-другом миль от взрывов.
Все-таки перед нами экранизация детской книги. Здесь страшная скачка перепуганного монструозным танком животного сквозь ряды колючей проволоки приводит к несусветной сцене братания английского солдата с немецким на перепаханном взрывами отрезке между окопами. Обмен колкостями, совместный труд по освобождению истерзанного четвероногого беглеца, немец — вообще запредельно славный парень, к тому же у него всегда с собой есть качественные инструменты. Назавтра убить могут любого.
Первая мировая с заградительным огнем, многотонными пушками и уродливыми танками окончательно обессмыслила присутствие боевого коня на поле боя, что вызывающе наглядно демонстрирует Спилберг в первой и последней кавалерийской атаке картины.
В ином большом фильме о большой войне вмешался бы Бог, и логика его была бы ясна, но это другой случай. Здесь хорошие люди расстреливают друг друга из пулеметов, рубят саблями и травят ипритом, а красивый конь остается совершенно лишним элементом в пейзаже мясорубки — ему бы катать девочку-француженку по лугам и полям. Там, в десятке-другом миль от взрывов, варят джемы и рассказывают о смелости птиц, летящих над смертоубийством.