Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Шекспир жил во времена, когда не было самой идеи фашизма»

Интервью с Рэйфом Файнсом

Рэйф Файнс рассказал «Парку культуры» о своем «Кориолане», ставшем для артиста дебютом в режиссуре, о взгляде на Шекспира через современную историю и об эротическом подтексте в отношениях Кориолана и Авфидия.

В прокат выходит фильм «Кориолан». Трагедию Шекспира про римского полководца британский актер и режиссер Рэйф Файнс перенес в современную Европу: на Рим прут танки мятежных соседей, Кориолан орет на сограждан в прямом эфире ток-шоу. Помимо самого постановщика, который играет заглавную роль, в картине снялись Джерард Батлер в роли заклятого врага Кориолана — Авфидия, Ванесса Редгрейв в роли суровой матери военачальника и Джессика Честейн в роли его молчаливой жены. Файнс рассказал «Парку культуры», почему из всего шекспировского наследия выбрал далеко не самую известную пьесу, как эта пьеса воспринимается с точки зрения современной истории и что общего между клинчем и объятьями.

— Почему из всех пьес Шекспира вы выбрали для режиссерского кинодебюта «Кориолана»?

— Это самая политически конфронтационная пьеса, которая всегда остается актуальной. Очень уж щекотливые вопросы в ней задаются о мире, в котором мы живем, о кризисе института лидерства, в котором мы сейчас оказались, о бесконечных конфликтах, в которые мы вовлечены. Во многих отношениях опасное произведение, потому что открывает простор для самых разных интерпретаций. Плюс я же люблю Шекспира и снова хотел сыграть эту роль (Файнс играл Кориолана в театральной постановке. — прим. «Парка культуры»), но у меня было четкое видение этой истории в качестве фильма. Довольно захватывающая история, на самом деле, наэлектризованная, и, если позволить себе использовать это грязное слово — «развлечение», я даже нахожу ее развлекающей. Только вот для театральной сцены сложная — слишком уж интенсивная. А для кино в самый раз: получается мощный политический триллер с античной трагедией в сердцевине.

— Пьеса довольно реакционная, ее даже называли протофашистской: бравый генерал защищал свою страну, но был отвергнут собственным народом в рамках ловко дирижируемых демократических процедур — такую историю легко представить в агитпортфеле пентагоновских «ястребов». Это как-то соотносится с вашими политическими взглядами?

— Не думаю, что в этом фильме следует искать политическое высказывание. Я сознательно старался избежать крена в политику. По-моему, фильм просто задает нам вопросы о нас самих. Кориолан — опасная личность. Определенно, такого и близко нельзя подпускать к власти, к руководству. Он не способен на эмпатию, он недоговороспособен и не умеет идти на компромисс, лучше всего ему удается быть убийцей. В то же время Кориолан отважен и вообще цельная личность, так что его образ порождает противоречие — смысл хорошей драмы и состоит в том, чтобы показать это. Ну и для меня он также трагическая фигура — остановившийся в своем росте, незаконченный человек. Он храбр, да, но совершенно не способен вступить с кем-либо в человеческий контакт, сблизиться, отнестись к кому-либо с состраданием. Он мальчик, который так и не вырос, внутри тела воина.

Пожалуй, не стоит подходить к этой пьесе с политическим уклоном — вправо ли, влево ли. Наш исторический опыт включает в себя фашизм, и мы проецируем этот опыт на пьесу, что само по себе может быть интересно. Но Шекспир жил во времена, когда еще не было самой идеи фашизма — была власть, были властители: генералы, короли... Впрочем забавно, что история, которую прожило человечество после Шекспира, делает пьесу более провокационной. Однако главное здесь то, как нам показывают ужасающий пример неспособности людей действовать в качестве социально-политических субъектов. Это же еще и история о том, как одно племя постоянно пытается доминировать над другим, уничтожить его. Как говорит Авфидий: «Клин клином вышибают, силу силой...»

— Ну в этом столкновении силы с силой же есть еще один важный подтекст: Авфидий просто-таки вожделеет Кориолана...

— Так и есть. Думаю, они оба в каком-то смысле увлечены друг другом, и в этом явно предполагается гомоэротический подтекст. Блестящее ведь изображение нераспознанного ими самими взаимного влечения двух мужчин. Разные постановщики по-разному подошли бы к этому моменту — я попытался сделать так, чтобы этот мотив присутствовал как нечто затаенное, скрытое под поверхностью. Как в сцене схватки, где соперники входят в клинч, подобный объятиям. Ну и не менее амбивалентный момент в душевой, где Авфидий бреет голову Кориолану. В этой паре Авфидий переживает притяжение противоположностей острее, чувствует себя преданным любовником, отвергнутым поклонником.

— С матерью у Кориолана отношения тоже довольно болезненные...

— Кориолан был сформирован в системе ценностей своей матери, а она сама тоже довольно устрашающий персонаж, и ценности у нее соответствующие: беззаветно служить своей стране, быть готовым положить свою жизнь за ее интересы — предельно милитаристская этика. И одновременно аристократическая — возвышаться над обычными людьми. Кориолан воплощает эти идеалы в крайне деструктивной манере, но это мать сделала его таким, и она же вынуждена отступиться от собственных убеждений. Там есть важная сцена, в которой мать уговаривает сына стать ради близких лицемером и использует весьма макиавеллианский аргумент: если интересы моих друзей потребуют от меня солгать, я солгу; мы твои друзья — пойди и солги ради нас. Но это та ложь, на которую Кориолан не способен: его выучили говорить одну только правду, нравится она кому-то или нет. И это порой восхитительно, когда люди говорят правду, но это может быть болезненно и разрушительно. Когда играешь Кориолана, понимаешь, насколько сильным крушением оказывается для него то, что мать и друзья меняют правила жизни.

— И каково это — быть актером, который играет человека, который не может притвориться, не может быть актером?

— Ха, довольно волнительный опыт — играть Кориолана. Когда смотришь со стороны, видишь крайне непривлекательного типа с кучей проблем. Но в виде роли, которую нужно сыграть, это дико интригует. Его гнев… Шекспировский язык гнева настолько прекрасен! Говорить его словами – это как гнать на мощном спорткаре! Мы даже немного приглушили этот эффект, но в пьесе он разгоняется и разгоняется, и разгоняется, и разгоняется, и ему говорят «стоп!», но он продолжает и продолжает! Серьезный вызов для актера, зато пронимает до дрожи. Думаю, в том чтобы играть гнев, есть что-то терапевтическое.

— А из предыдущих осовременивающих экранизаций Шекспира — от «Ричарда III» с Иэном Маккелланом до недавней «Бури» Джулии Теймор — какая-нибудь нравится?

— Очень люблю «Ромео и Джульетту» База Лурмана.

— Почему?

— Очень стильно и остроумно сделанное кино. Вот, например, «Ричард III» Маккеллана тоже понравился, но, боюсь, в моей голове слишком плотно впечатан образ Лоуренса Оливье в роли Ричарда III, и его там не потеснить. А Лурман предъявил нам ясный и совершенно новый мир шекспировской пьесы, очень изобретательно придуманный: какая там сцена в бассейне! А лимузины, а перевязанные раны! Это же крайне увлекательно — придумывать новый мир к старому тексту. Мы со сценаристом Джоном Логаном отлично проводили время, воображая новые обстоятельства для «Кориолана».

Новости и материалы
В ВСУ предсказали потерю контроля над подконтрольными Киеву частями ДНР
В МИД России обвинили НАТО в накачивании Азии запрещенным оружием
Украине предрекли «смертельные морозы» этой зимой
ВСУ заминировали дамбы и мосты на границе с Белоруссией
Россиянам назвали посуду, которая меняет вкус пищи
Ливанский политик обвинил западные страны в искажении фактов о конфликте на Украине
Экс-сотрудник СБУ раскрыл, когда Украина стала считать Россию главным противником
В США заявили об ограниченных возможностях помощи Украине
Матвиенко напомнила о необходимости прививать детям традиционные ценности
Индия выступила против документа о помощи бедным странам по сделке COP29
Россия доставила свыше 30 тонн гуманитарного груза в Мьянму
Сотни палестинцев покинули восток Газы после приказа об эвакуации
Названа причина, почему коты пьют воду отовсюду, но только не из своей миски
Московский суд отказался снимать статус иноагента с блогера Качура
Пленный солдат ВСУ рассказал, как бойцов учат стрелять по видео
Глава МИД Ирана взял под контроль инцидент со студентами КФУ
Российские солдаты из зоны СВО передали поздравления всем матерям страны
В Минобороны России раскрыли роль «Панциря-С» в Курской области
Все новости