Евгений Жариков родился в 1941 году в Москве и после окончания школы поступил во ВГИК, на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Правильность своего выбора будущей профессии он подтвердил уже на втором курсе: его дебютом в кино стал фильм Юлия Райзмана «А если это любовь». До окончания института он еще дважды появлялся на экране, и обе картины попали, что называется, «в десятку». В 1962 году был обласканный призами международных кинофестивалей фильм «Иваново детство» Андрея Тарковского, где Жариков сыграл старшего лейтенанта Гальцева, а год спустя актер получил роль дипломата Вадима в лирической комедии Генриха Оганисяна «Три плюс два» — один из хитов советского проката того времени. Тарковский приглашал Жарикова и в «Андрея Рублева», но тот решил свою актерскую судьбу строить по-другому и после окончания ВГИКа уехал на два года в ГДР сниматься в многосерийном фильме «Русский для вас».
Правда, отъезд стал «потерей темпа»: после возвращения Жариков хоть и снимался много и разнообразно, но не на первых ролях. Он сыграл в комедии «Нет и да», в «Продавце воздуха» по одноименной книге фантаста Александра Беляева, «Таинственном монахе», сказке «Снегурочка» Павла Кадочникова. Одновременно он работал в московском Театре-студии киноактера.
Но настоящая слава пришла к нему в 1974 году, когда вышли первые серии фильма «Рожденная революцией» Григория Кохана — эпопеи о создании и деятельности советской милиции, действие которой развивается на протяжении пятидесяти лет.
Главную роль — сотрудника милиции Николая Кондратьева — и исполнил Евгений Жариков. Сериал выходил на протяжении трех лет и получил Государственную премию.
За всю карьеру Евгений Жариков сыграл роли почти в полусотне картин, но «Рожденная революцией» так и осталась его главной работой. Были главные роли и после этого фильма — в драме «Семь часов до гибели» или боевике «Тайны мадам Вонг», были и более скромные, но, так сказать, социально значимые — как, например, роль Клима Ворошилова в полнометражной «Первой конной» или еще одном телесериале Кохана «Война на западном направлении». Довелось ему сыграть и Сталина в фильме «Троцкий» в картине Леонида Марягина по сценарию Эдуарда Володарского, и председателя КГБ Александра Шелепина в политическом детективе Игоря Гостева «Серые волки».
И «Троцкий», и «Серые волки» выходили на экраны уже в 90-е, когда добраться до зрителей отечественным фильмам было очень тяжело и кинопрокат практически умер, причем Жариков об этом знал лучше многих: с 1989 года он возглавлял Гильдию актеров — сначала СССР, затем России.
«Многие актеры, особенно старшего поколения, оказались без работы. Они вынуждены существовать на нищенскую пенсию. Наша гильдия помогает им выжить, продолжать сниматься», — объяснял он цели этой организации.
В «Рожденной революцией» герой Жарикова стал генералом, а в нулевых уже актер жаловался, что ему предлагают играть только «генеральские» роли. Сам же он думал иначе. «Считаю себя универсальным актером», — говорил он, и все его роли подтверждали эти слова. Впрочем, даже в нулевые, когда Жариков снимался в основном в сериалах, как и большинство современных актеров, он мог выбирать. И иногда выбирал полный метр — например, «Я остаюсь» Карена Оганесяна.
«С Жариковым было очень приятно работать, и во многом благодаря какому-то очень ответственному, почтительному отношению к самому процессу съемок. И проистекала эта ответственность из того, что
Евгений Жариков просто любил кино и с упоением относился к любой роли вне зависимости от ее объема», — рассказал Оганесян «Парку культуры».
Общественная работа Жарикова не ограничивалась Гильдией актеров: он был членом киноакадемии «Ника», секретарем Союза кинематографистов России и Союза кинематографистов Москвы, учредителем фонда «Актеры — милосердие», членом «Детектив-клуба», участвовал в работе Международной федерации актеров (FIA). Звание народного артиста РСФСР он получил в 1989 году, а в 1996-м был награжден орденом Почета.