Новогодние каникулы закончились, и кинопрокатчики подвели предварительные итоги сборов с 29 декабря по 8 января. Общая выручка двух уикендов оказалась весьма высокой – в первый из них (29 декабря – 1 января) фильмы сумели заработать около 600 млн рублей, а во второй (5–8 января) – более 1,1 млрд рублей. Впрочем, в России любой из первых десяти дней в январе — выходной, и на протяжении последних лет и кинокомпании, и дистрибуторы устраивали между собой гонку: прокатчики приберегали до длинных выходных лучшие премьеры, а производители отечественного кинопродукта иногда даже и снимали специально «под Новый год». Правда, чемпионский титул в этом первенстве держит «Аватар», чей двухлетней давности успех пока никому не удавалось повторить. Не получилось и в этом году: как и в прошлом, топ-сборы разделили сразу несколько фильмов, и даже в лидерах оказались сразу две картины, одна из которых отечественная.
Первое место по итогам проката с 29 декабря по 8 января занял фильм Гая Ричи «Шерлок Холмс: игра теней», который заработал, по предварительным данным «Бюллетеня кинопрокатчика», весьма солидные 687 млн рублей.
Причем в первый уикенд каникул (29 декабря – 1 января) эта картина была безусловным лидером: её выручка (206 млн рублей) была едва ли не вдвое выше, чем у ближайшего преследователя.
Преследователем тем оказался отечественный мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк». В первые выходные каникул очередной фильм «богатырской» анимационной саги выступил скромно: второе место и 124 млн рублей. Но затем мультфильм про сказочную пару от компании СТВ практически не терял в сборах и сумел-таки обойти парочку джентльменов из Англии: 243,5 млн рублей за второй уикенд против 215 млн рублей у «Шерлока Холмса». Общая выручка «Ивана Царевича» подтвердила правильность выбранной стратегии: за всё каникулярное время картина заработала 657 млн рублей – больше, чем за тот же период прошлого года собрала предыдущая работа продюсера Сергея Сельянова (у «Трех богатырей и Шамаханской царицы» было 514 млн рублей). Отметим, что режиссером «Ивана Царевича» стал Владимир Торопчин, который в 2007-м делал «Илью Муромца и Соловья Разбойника».
Вообще, если постараться и не обращать внимания на занявшего первое место «Шерлока Холмса», то российский зритель предпочел отечественное кино. Судите сами.
На третьем месте расположилась комедия «О чём ещё говорят мужчины» — продолжение фильма, поставленного по спектаклю и с актерами «Квартета И». За десять дней картина заработала (несмотря на весьма нелюбезную критику) 432 млн рублей, уже превысив сборы первой части. При этом оба уикенда «Мужчины» твердо удерживали всё то же третье место, так и не пропустив вперед ни «Елки-2» Тимура Бекмамбетова, ни «Девушку с татуировкой дракона» Дэвида Финчера.
Сиквел «Елок», кстати, и стал четвертым по итогам длинных выходных: вышедший в прокат еще месяц назад (15 декабря) фильм заработал еще 224 млн рублей и довел свои сборы до 790 млн рублей – невероятная сумма для российского кинематографа по меркам прошлого года.
В этом же году, если ориентироваться на результаты «Ивана Царевича», вторых разговоров «Мужчин», тех же «Елок», планка будет намного выше. Можно ли это достижение записать в актив новой системе господдержки отечественного кинопроизводства в целом и Фонду кино в частности, пока непонятно, но часть российских картин, которые показывали кинотеатры на каникулах, получали помощь как минимум на стадии проката.
Ну а на пятое место в рейтинге новогодних каникул сумела попасть «Девушка с татуировкой дракона», которая заработала 207 млн рублей –
такой результат позволил картине Финчера попасть на четвертое мест во второй уикенд. Но справедливости ради отметим, что в зачет ему записали всю выручку с понедельника, 2 января, когда фильм вышел в прокат.
Другие российские фильмы выдающихся результатов не показали. Еще один мультфильм «Смешарики: начало» довели общую выручку до 246 млн рублей (сборы за каникулы – примерно 100 млн рублей), а лишенный почти всех экранов байопик легендарного поэта и актера «Высоцкий: спасибо, что живой» собрал примерно 25 млн рублей. Правда, общий заработок «Высоцкого» весьма солиден для российских картин – 861 млн рублей.