Во вторник, 27 декабря, киновед Кирилл Разлогов объявил претендентов на премию российской киноакадемии «Золотой орел». Наибольшее количество номинаций заработала картина «Елена» Андрея Звягинцева — она может получить десять наград. Напомним, что на прошлой неделе этот фильм, обладатель спецприза жюри Каннского фестиваля, получил «Белого слона» от кинокритиков — как лучшая картина 2011 года. И на «Орле» картина попала в главную номинацию — «лучший игровой фильм», где
соперниками «Елены» будут «В субботу» Александра Миндадзе, «Два дня» Авдотьи Смирновой, «Дом» Олега Погодина и «Шапито-шоу» Сергея Лобана.
Собственно, именно эти ленты и стали основными претендентами на награды почти во всех номинациях: «Дом» может получить шесть статуэток, «Два дня» — пять, «Шапито-шоу» и «В субботу» — по три. Например, лучшими режиссерами могут стать Звягинцев (выигравший аналогичную номинацию и на «Белом слоне»), Миндадзе и Погодин, а лучшими сценаристами — тот же Миндадзе («В субботу»), Олег Негин и Звягинцев («Елена») и отмеченная «Белым слоном» Марина Потапова за «Шапито-шоу».
Стройные ряды вышеназванных картин посмели нарушить лишь немногие: например, на лучшую женскую роль наряду с Надеждой Маркиной («Елена») и Ксенией Раппопорт («Два дня») претендует Оксана Фандера («Огни притона»), а Алексей Серебряков («Пирамммида») составил конкуренцию Федору Бондарчуку («Два дня») и Сергею Гармашу («Дом»). Тем удивительней шесть номинаций «Мастера и Маргариты» Юрия Кары — правда, в основном в «специализированных» категориях (оператор, художник, музыка и другие), за исключением одной актерской: Николай Бурляев, сыгравший Иешуа Га-Ноцри, претендует на приз за лучшую мужскую роль второго плана.
Отметим, что шорт-лист «Золотого орла» с небольшими вариациями повторяет короткий список все того же «Белого слона» — первой награды российского кинопремиального сезона.
<2>
И интересен он не попавшими в него картинами, а теми фильмами, которые по тем или иным причинам отсеялись на стадии формирования длинного списка.
Например, в нем не представлен «Фауст» Александра Сокурова, прокат которого начинается в январе: режиссер попросил организаторов «Белого слона», чтобы картину рассматривали в следующем году; к оргкомитету «Орла» он с такой просьбой не обращался, но академики всё равно решили её удовлетворить. Любопытно, что по формальным признакам «Фауст» вполне мог бы войти и в список этого года, поскольку у него были показы — в сентябре в Ульяновске; и от этой чести не отказался Сергей Лобан, чья картина «Шапито-шоу» шла только в рамках Московского кинофестиваля («Где, видимо, получила хорошую рекламу», — заметил Разлогов).
Отказался от участия в премии и Никита Михалков, снявший с рассмотрения академиков «Утомленных солнцем-2: Цитадель»; напомним, что год назад он же снял и первую часть дилогии («Предстояние»), объяснив свой поступок тем, что по одной части судить о фильме нельзя. Сейчас резоном для снятия Михалков назвал «сериальность» своего фильма и пообещал в следующем сезоне представить на суд академиков телевизионный сериал в соответствующей категории.
Снял свой фильм «Жила-была одна баба» и режиссер Андрей Смирнов.
Сделал он это без официальных объяснений, а неофициальные отказался озвучивать уже Разлогов, который заметил: по его мнению, любая вышедшая в прокат картина должна быть доступна для любых премий.
Сам Смирнов в беседе с «Парком культуры» объяснил, что основанием для снятия картины с конкурса стал «раскол среди кинематографистов».
«Этот раскол начался с момента, когда Михалкова создал академию «Золотой орел». Мне непонятно, почему он это сделал — вероятно, потому что ему не удалось взять под контроль академию «Ника». Для меня лично «Ника» не только единственно возможная организация, представляющая мнение кинематографической среды, но еще и дитя свободы: «Ника» была создана кинематографистами в самом начале горбачевской эры, как только кинематографисты почувствовали, что у них есть возможность выразить мнение без контроля со стороны государства, — рассказал режиссер. — Я, как и многие другие коллеги, с удивлением узнал о том, что являюсь членом киноакадемии «Золотой орел» (у меня даже есть членский билет). Кто именно избирал этих академиков и с какой целью — мне непонятно. С тех пор как она была создана, я никогда не присутствовал ни на одном заседании и ни на одной церемонии вручения призов.
Сегодня, когда очевидно, что в нашей среде есть существенные противоречия морального и даже политического характера, когда каждый уважающий себя кинематографист должен отдать себе отчет в том, что Россия — единственная страна в мире, где существуют две национальные кинопремии, две киноакадемии и два профессиональных союза кинематографистов, пришло время сделать свой выбор. Я свой выбор сделал.
Мне кажется невозможным сидеть на двух стульях, поэтому я и мои коллеги по фильму «Жила-была одна баба» сочтут за честь представить свою работу на соискание премии Национальной кинематографической академии «Ника», — заключил Смирнов.
Кстати, на «Белом слоне» фильм Смирнова получил две актерские премии, и если Серебряков может получить «Орла», то исполнительница главной женской роли Дарья Екамасова теперь такой возможности лишена. Впрочем, как предсказал Разлогов, «Жила-была одна баба» получит все «Ники», которая раздает свои награды весной.
В каждой из двух основных теленоминаций соревнуются по три претендента. На приз за лучший телефильм или мини-сериал академики выдвинули «Балладу о Бомбере» Владимира Воробьева, «Достоевского» Владимира Хотиненко и «Завещание» Владимира Бортко. В номинации «лучший длинный сериал» представлены «Вчера закончилась война», «Доктор Тырса» и «Побег».
Никаких неожиданностей нет и в категории «лучший иностранный фильм»: в неё попали «Меланхолия» Ларса фон Триера, «Король говорит!» Тома Хупера и «Черный лебедь» Даррена Аронофски.
«Золотых орлов» за 2011 год вручат на церемонии, которая пройдет в первом павильоне «Мосфильма» ровно через месяц, 27 января 2012 года.