Джонатан Франзен. «Свобода». М.: Corpus, 2011.
Шестисотстраничная сага о последних тридцати годах истории США. Здесь и энциклопедия быта американского общества, и несколько переплетающихся сюжетных линий, и проблемы вечные, и проблемы сиюминутные — короче, их «Война и мир». После выхода в 2001 году романа «Поправки» за Джонатаном Франзеном в Штатах закрепилась репутация писателя номер один, то есть фактически читающее сообщество выдало ему своеобразный карт-бланш на сочинение «главного романа» 2000-х. Еще до выхода «Свободы» журнал Time поставил портрет Франзена на обложку, а Барака Обаму застукали за чтением контрафактного, еще не появившегося в продаже экземпляра.
Стивен Фрай. «Хроники Фрая». М.: «Фантом Пресс», 2011.
Вторая часть автобиографии человека-оркестра Стивена Фрая. Будучи джентльменом крайне практичным, Фрай решил, что рассказать о своей жизни в одной книге было бы экономически невыгодно. Посему он раздробил свою биографию на небольшие отрезки и выдает их по частям, перемежая упражнениями в остроумии и объясняя иностранным читателям тонкости устройства английской жизни. В «Хрониках» имени себя Фрай рассказывает про университетские годы. Для романтиков он описывает свои шалости, занудам излагает принципы работы британской образовательной системы, а фанатам сериала «Дживз и Вустер» предлагается прослезиться, читая про знакомство Стивена Фрая и Хью Лори.
Митио Каку. «Физика будущего». М.: «Альпина нон-фикшн», 2012.
Американский физик японского происхождения рассуждает о том, какие научные открытия ждут человечество в ближайшие 90 лет, а также о том, как будет выглядеть мир в 2100 году. У каждого на кухне будет механизированная рука для готовки, отважные земные колонисты будут готовиться к терраформированию Марса, в зоопарках появятся клоны вымерших доисторических животных, игроки в американский футбол будут покупать себе нужные гены, а магнитные автомобили будут не ездить, а парить над шоссе. Забавная смесь новой версии Жюля Верна с книгой «Физики шутят».
Виктория Ломаско, Антон Николаев. «Запретное искусство». СПб.: «Бумкнига», 2011.
Художники Виктория Ломаско и Антон Николаев как на работу ходили на заседания суда по процессу против организаторов выставки «Запретное искусство-2006» в Центре-музее им. Сахарова: его директора Юрия Самодурова и куратора выставки Андрея Ерофеева обвинили в оскорблении религиозных чувств. На процессе Ломаско и Николаев внимательно записывали все услышанное и зарисовывали все увиденное. Только в результате у них получились не судебные рисунки, а своего рода карикатуры. Эти картинки с текстами уже публиковались в «Большом городе», теперь же они собраны под одной обложкой. Книга вышла одновременно и страшная, и смешная: авторы качественно иронизируют над мракобесами, но сама история процесса к веселью не располагает: Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова приговорили к условным срокам.
Умберто Эко. «Пражское кладбище». М.: Corpus, 2011.
Шестой роман Умберто Эко на ту же тему, то и предыдущие: итальянского профессора и успешного сочинителя всегда интересовал момент возникновения мифов: кто и как их придумывает, в какой момент в них начинает верить целевая аудитория, а затем и сам рассказчик. В «Пражском кладбище» действие разворачивается во второй половине XIX века, а мифы придумывает главный герой, мерзавец и ничтожество, некто Симонини. Он готов выдумывать заговоры — главное, чтобы за это хорошо платили.
Андре Шиффрин. «Слова и деньги». М.: «Кабинетный ученый», 2011.
Американский издатель Андре Шиффрин — автор лучших работ об издательском бизнесе. У нас уже выходила его книга «Легко ли быть издателем», сейчас ее переиздали прямо к ярмарке non-fiction. Их лучше читать вместе: в более старой книге он рассказывает о том, как тяжело выживать независимому издателю в Америке, в «Словах и деньгах» он подробно разбирает европейский опыт поддержки маленьких издательств. У работ Шиффрина есть один опасный побочный эффект: прочтя, начинаешь немедленно мечтать о своем маленьком издательстве.
Джонатан Литтелл. «Благоволительницы». М.: Ad Marginem, 2011.
Главный французский роман десятилетия, получивший в 2006 году Гонкуровскую премию и всколыхнувший западный мир. Роман написан от лица главного героя, эсэсовца Максимилиана Ауэ, эстета и гомосексуалиста, человека образованного, местами довольно тонко чувствующего, который становится активным участником убийств мирного населения в годы Второй мировой. Книга Литтелла — это попытка жителей благополучного западного мира понять, каким образом во вроде бы тихой и спокойной Европе мог произойти холокост.
«Не только дворецкий». Составители А. Борисенко, В. Сонькин. М.: Corpus, 2011.
Александра Борисенко и Виктор Сонькин уже много лет ведут в МГУ семинар для переводчиков. Семинар выпускает не только превосходных специалистов, он еще и публикует книги. Первая называлась «Не только Холмс» и была посвящена британскому и американскому викторианскому детективу. В новой книге собраны английские детективные рассказы 1920—1930-х годов.
Раймонд Фисман, Эдвард Мигель. «Экономические гангстеры». М.: «Альпина Бизнес Букс», 2011.
Два экономиста пытаются ответить на принципиально важный вопрос — почему одни страны третьего мира внезапно начинают богатеть, другие же, наоборот, еще больше беднеют. В поисках ответа они объехали полмира, попытались измерить уровень коррупции при помощи фондовой биржи, разработали теорию предсказания гражданских войн в Африке при помощи статистики осадков, а также попытались связать уровень ответственности чиновников бедных стран с поведением сотрудников дипломатических представительств при ООН.
«Питоны о питонах. Автобиография». М.: «Додо Мейджик Букрум», 2011.
Как бы автобиография легендарного британского телепроекта «Шоу Монти Пайтона». «Как бы» — потому что сами участники ее все-таки не писали, а просто делились воспоминаниями с профессиональным литератором Бобом Маккейбом, который их внимательно выслушал и записал, а также досочинил рассказы за покойного Грэма Чепмена. Правда, на основании архивов. В результате получился отличный рассказ от сразу шести рассказчиков.