Сравнивать награды World Press Photo с Нобелевской премией было бы, пожалуй, явным перебором – хотя бы потому, что награды эти раздаются ежегодно в большом количестве и без всякого денежного вознаграждения. Но с тем фактом, что это самая весомая на планете премия за фотожурналистику, спорить не приходится. Возник конкурс в 1955 году по инициативе «снизу»: голландские репортеры надумали расширить свой национальный «турнир» до всемирных масштабов. Идея очень быстро обрела популярность, и вот уже больше полувека WPP остается лидером в деле поощрения фотографических талантов.
Призы номинантам присуждают их же коллеги по цеху (как правило, прежние лауреаты), так что в главенстве профессиональных критериев сомнения возникают редко.
Другое дело, что без политических акцентов в этой институции никогда не обходилось и не обходится, но тут уж надо принимать во внимание специфику репортажного жанра. Тон в освещении мировых событий традиционно задают западные СМИ, посему их точка зрения и превалирует при выборе победителей конкурса.
Однако с момента зарождения World Press Photo организаторы все же озаботились проблемой некоего баланса и хотя бы формальной объективности.
По этой причине советских фотографов обычно не «засуживали» и награды им выдавали исправно. Само собой, выдавали не за красивые глаза, а за уровень мастерства: среди лауреатов времен «холодной войны» и «разрядки напряженности» фигурировали такие мэтры, как Владимир Мусаэльян, Виктор Ахломов, Геннадий Копосов, Макс Альперт, Сергей Васильев. А уж с наступлением перестройки призы различных калибров (на WPP принята довольно затейливая классификация поощрений, учитывающая оттенки репортерского жанра и предлагающая трехступенчатую иерархию победителей в каждой номинации) посыпались словно из рога изобилия...
Словом, история нашего представительства на конкурсе выглядит долгой и вполне славной.
Мысль об устройстве выставки такого рода пришла в голову людям из культурного проекта «Русс Пресс Фото» под руководством Василия Прудникова. В результате подробных исследований вопроса и работы с архивами образовалась экспозиция, где демонстрируются 140 фотографий от 89 авторов. Выпущен и альбом аналогичного содержания, его презентация пройдет в рамках выставки. Можно сказать, что «никто не забыт и ничто не забыто», хотя кое-какие серии представлены не целиком, а фрагментами или единичными кадрами.
Зато список отечественных лауреатов WPP, включая «бронзовых» призеров и обладателей поощрительных премий, составлен с максимальной полнотой.
Из наших фотографов амстердамских лавров больше всех снискал Владимир Вяткин, получавших призы шесть раз. Соответственно, его работы встречаются в экспозиции чаще других. А сейчас на гребне конкурсного успеха пребывает Юрий Козырев, в частности он стал обладателем Гран-при 2008 года в номинации «Портреты» за съемку в Багдаде. Надо заметить, впрочем, что произведения лауреатов последних лет заинтересованной публике хорошо знакомы: уже пять раз итоговые выставки World Press Photo гастролировали в Москве и Петербурге.
Более удаленная история знакома современникам куда хуже.
Иной раз наталкиваешься на совершенно хрестоматийные кадры советской эпохи – скажем, на знаменитую «Сельскую баню» Сергея Васильева или на снимок «Товарищ Лучо снова с нами!» Владимира Мусаэльяна (это где Брежнев встречает в Кремле Луиса Корвалана), – и вдруг узнаешь, что речь идет о призерах WPP. Не принято было при коммунистах рекламировать лауреатов этого конкурса... А в 90-е годы наше население само не слишком интересовалось новостями из Амстердама: не до того было. Лишь сейчас появилась уникальная возможность всю эту полупропущенную призовую хронику восстановить – и задним числом погордиться.