Из балета Большого театра уходят солисты Наталья Осипова и Иван Васильев: в воскресенье они написали заявления об увольнении. С 1 декабря 2011 года они вступают в труппу Михайловского театра Санкт-Петербурга — в этот день пройдет их первое выступление в качестве солистов балетной труппы на гала-концерте. Как сообщается в официальном пресс-релизе петербургского театра,
Осипова займет положение прима-балерины, а Васильев – премьера, контракт с ними заключен на 5 лет.
«Полтора года прошло с того момента, когда я впервые обратился к Наталье Осиповой и Ивану Васильеву с предложением перейти к нам в театр. Они раздумывали, сомневались и наконец решились. Думаю, главным аргументом в нашу пользу стала по-настоящему творческая атмосфера в труппе, которая работает с огромным энтузиазмом. Не будет преувеличением сказать, что здесь все живут только танцем и ради танца», — приводятся в пресс-релизе слова генерального директора Михайловского театра Владимира Кехмана.
«Мы развиваемся, мы хотим идти вперед, а в Большом театре очень сложно поменять амплуа, в котором когда-то мы себя ярко проявили», — объяснил причину ухода Иван Васильев.
«Главное, почему я ухожу из Большого театра, – это нехватка репертуара: все, что можно было станцевать, я уже станцевала. Мы идем за творческой свободой», — заявила Осипова.
О том, что Осипова и Васильев уходят из Большого, стало известно 14 ноября. Как сообщало ИТАР-ТАСС, генеральный директор ГАБТа Анатолий Иксанов пока не подписал заявления. «Согласно трудовому законодательству у Наташи и Ивана есть две недели на раздумье», — сказал он и отметил, что за Осиповой и Васильевым сохраняются все их спектакли.
«Большой театр — их родной дом, они здесь выросли, обрели профессию, стали ведущими танцовщиками, получили потрясающие партии и прославились на весь мир. И каким бы ни было их решение, они должны знать, что всегда могут вернуться в Большой театр», — заключил Иксанов.
Он также выразил уверенность, что уход солистов балета не связан с творческими разногласиями.
«Мне кажется, что и их тоже использует частный бизнес, продолжающий атаки на главный театр страны», — заключил Иксанов.
Под «частным бизнесом» Иксанов, скорее всего, имел в виду как раз Михайловский театр, который с 2007 года возглавляет бизнесмен Владимир Кехман. Его руководство отмечено большим количеством громких премьер и приглашением знаменитостей, в числе которых дирижёр Петер Феранец и известный хореограф Начо Дуато. Агентство «Интерфакс» со ссылкой на анонимный источник в Михайловском театре сообщало, что «Кехман предложил им условия, не сравнимые с условиями в Большом, в первую очередь громадные зарплаты».
«Обществу дается сигнал: дескать, если ведущие артисты уходят в такой момент, когда открылась историческая сцена, значит не так уж хороши дела у Большого театра», — предположил собеседник «Интерфакса».
Впрочем решение Осиповой и Васильева уйти из Большого могут быть связаны и со все возрастающей занятостью артистов в Американском театре балета (American Ballet Theatre, ABT). Как стало известно «Парку культуры», освобождение от обязательств по работе в труппе ГАБТа может помочь им распределить свою занятость между всеми площадками.
Наталья Осипова три сезона подряд, с 2009 года, принимала участие в спектаклях ABT в качестве приглашенной солистки. В этом году в сезонах этого театра приняли участие и Осипова, и Васильев: они танцевали в балетах «Светлый ручей» и «Коппелия», правда с разными партнерами. Вместе они выступили в ролях Ромео и Джульетты в спектакле Английского национального балета в лондонском театре «Колизей».
Переход Осиповой и Васильева в Михайловский театр даст артистам возможность иметь гибкий график и чрезвычайно выгодный контракт, а петербургскому театру, в последнее время все активнее заявляющему о себе, — престижных солистов, уверен источник «Парка культуры». Скорее всего, предположил собеседник,
Осипова и Васильев перейдут в штат труппы Начо Дуато, а с Большим сохранят контрактные взаимоотношения и будут по-прежнему появляться на сцене московского театра так же часто, как и раньше.
Нынешний же статус штатных сотрудников труппы Сергея Филина ограничивает их в возможностях маневра. В Большом, по словам источника, планы на ближайшие сезоны еще не до конца утверждены — артисты зачастую не могут располагать собой для гастрольных выступлений. А для солистов уровня Васильева и Осиповой этот момент является ключевым.
Впрочем просто так отпускать Васильева и Осипову Большой вроде бы не собирается. Оба танцора заняты во многих постановках, в том числе в спектаклях открывшейся в конце октября Основной сцены. «У Ивана это прежде всего «Спартак», «Дон Кихот», балеты современного репертуара, у Наташи практически весь классический репертуар, а также роли в спектаклях современных хореографов», — отметила пресс-атташе ГАБТа Екатерина Новикова.
По словам собеседника «Парка культуры» в театре, они являются артистами мирового уровня и считаются ключевыми солистами балета Большого, но «дисциплина у них всегда хромала».
«Мы будем вести с ними переговоры и уговаривать остаться, предлагая им работать в свободном графике», — приводит РИА «Новости» слова руководителя балетной труппы Сергея Филина.