Сегодня в Министерстве культуры прошла встреча режиссеров и продюсеров, включенных в предложенный национальной киноакадемией «Золотой орел» состав Российского оскаровского комитета. Этот список, первоначально озвученный Никитой Михалковым, содержал 29 фамилий, но в Минкультуры приехали далеко не все. Заседание проходило под председательством Владимира Меньшова — как председателя действующего комитета. Кроме того, на заседании присутствовал и Никита Михалков.
Как стало известно «Парку культуры», об учреждении нового комитета участники не договорились
Все участники встречи согласились, что подобные решения должны приниматься в присутствии полного состава будущего списка или, по крайней мере, с учетом мнения всех 29 его нынешних участников. Кроме того, участники проголосовали за два принципа будущей организации. Во-первых, провозглашается ее полная автономия от каких-либо официальных организаций или профессиональных объединений, будь то академии «Золотой орел» или «Ника», «Киносоюз» или Союз кинематографистов России. Во-вторых, утверждается принцип отбора: режиссеры и продюсеры, получившие призы на фестивалях класса А, а также номинанты и лауреаты «Оскара».
«Все присутствующие согласились, что должна быть отдельная институция, независимая от общественных организаций — премий, академий или союзов. Второй принцип касался отбора членов оскаровской комиссии — в нее должны входить призеры международных кинофестивалей класса А, а также российские номинанты и лауреаты премии «Оскар». Принцип формирования комитета необходимо формализовать, чтобы потом не было обид — того не пригласили, этого. Да, не пригласили, потому что был выбран такой принцип», — рассказал участник заседания, глава кинокомпании СТВ Сергей Сельянов.
«На встречу пришли, кажется, 15 человек из большого списка, — рассказал «Парку культуры» кинорежиссер Андрей Звягинцев, - еще двое делегировали свои голоса кому-то из присутствовавших. Формально можно было говорить о том, что кворум состоялся, но лично я присоединился к выраженной Сельяновым, Чухраем и Меньшовым позиции, что нужен подробный диалог, и пока мы не услышим мнение всех, кто включен в список, голосовать «за» или «против» предложенного общего принципа по формированию состава комитета преждевременно».
Впрочем, предложенный академией «Золотой орел» список не окончательный. Он будет расширен за счет не включенных ранее лауреатов фестивалей и, возможно, российских членов Американской киноакадемии.
Например, в национальный оскаровский комитет приглашен Андрей Кончаловский, который узнал об этом от корреспондента «Парка культуры».
«Глупо было начинать войну из-за этого: важно, чтобы эта комиссия как можно более объективно выражала мнение кинематографической среды. А объективность всегда будет рождаться в борьбе, в конфликтах, в споре; наверняка будут какие-то интриги, но хотя бы есть полярные мнения, а не унифицированное предложение», — сказал Кончаловский.
Сельянов рассказал «Парку культуры», что организацией встречи занималось Министерство культуры, которое и приглашало на встречу ее участников. При этом Минкультуры как место проведения совещания было выбрано из соображений «нейтральности» ведомства: правительственные организации не имеют права иметь отношение к национальным оскаровским комитетам. Однако при этом один из участников встречи отметил «непрозрачную», на его взгляд, организацию встречи: ее время было изменено буквально накануне, а приглашавшие на встречу сотрудники не были в курсе, чье еще участие запланировано и какой статус будет иметь такая встреча.
Российский оскаровский комитет создан для выдвижения отечественных картин — кандидатов на премию Американской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке. Его работу критиковали не единожды, но скандал нынешнего года не идет ни в какое сравнение со спорами предыдущих лет: председатель комитета Владимир Меньшов отказался подписывать итоговый протокол, когда большинство его коллег проголосовали за фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Цитадель». Меньшов заявил, что не может объяснить этот выбор, указал на то, что в комитет входят зависимые от Михалкова люди, а также напомнил, что «Цитадель» провалилась в прокате и подверглась разгромной критике.
На судьбу российского кандидата на иностранный «Оскар» такой демарш не повлиял: американские киноакдемики приняли заявку без подписи председателя комитета, и «Цитадель» вошла в число 63 фильмов длинного списка.
А вот на судьбу самого комитета решение Меньшова повлияло: большинство критиков согласились с режиссером, что система непрозрачна, может привести к злоупотреблениям и её необходимо менять. Было предложено несколько вариантов реформы. «Киносоюз» посчитал, что в комитете должны быть представлены все общественные организации кинематографистов России — киноакадемии, оргкомитеты кинопремий и делегаты от профессиональных гильдий. Академия «Золотой орел» подготовила упоминавшийся выше «список Михалкова» — принцип его составления понравился многим, а критике подверглась возможная зависимость нового комитета от этой организации.