2-in-1 закрывался в большом зале кинотеатра «35 мм» привычной церемонией с ведущими, роликами, вручением призов в отдельных номинациях и музыкальным номером. Устроители «Завтра/2morrow» скромно объявили результаты в фойе кинотеатра «Пионер».
Международное жюри 2-in-1 отдало Гран-при фильму Рубена Эстлунда «Play» (по удачному совпадению он был и фильмом закрытия) — основанной на реальных событиях истории про подростков-эмигрантов, отжимавших в Гетеборге мобильные телефоны и карманные деньги у белокурых обеспеченных деток. В номинации «Герои» награду присудили бельгийскому актеру Маттиасу Схунартсу за роль в фильме «Бычара», в номинации «Звук» победил немецкий фильм «Когда-то река была человеком», в номинации «История» выделили бразильскую «Тяжелую работу», а в номинации «Изображение» — чешскую картину «Голова — руки — сердце». Также жюри блогеров наградило «Пожары» канадца Дени Вильнева.
Организаторы «Завтра/2morrow» отказались в этом году от основного большого жюри и оставили два приза: главный присуждали зрители фестиваля, второй — жюри молодых кинокритиков. Зрители проголосовали за документальный фильм «Тяга» Ивана Черняева. Автор документальной картины про выходцев из спортивных единоборств, которые сформировались в 1990-е и пережили их, а теперь осваиваются в новой российской реальности, получит выручку фестиваля от продажи билетов. Сосчитать ее обещают к среде. Заодно мы получим численное выражение зрительского интереса к фестивалю в этом году.
Молодые кинокритики решили наградить другой документ — картину «Это не фильм» иранца Джафара Панахи. Режиссер в настоящий момент отбывает наказание за свою кинодеятельность в тюремном заключении, а «Это не фильм» снимал в своей квартире в ожидании окончательного приговора суда и уже в условиях запрета на профессию. Поскольку делать кино ему запретили, Панахи пересказывал на камеру сценарий неснятого фильма, обсуждал по телефону свои перспективы, снимал на айфон вид из окна. Объявляя решение, председатель жюри Борис Нелепо подчеркнул, что оно не является только лишь жестом поддержки автора (хотя передача диплома в посольство Ирана может таковым выглядеть — прим. «Парка культуры»), но выражает предпочтения оценщиков в современном кино.
В принципе, в решениях жюри обоих фестивалей можно усмотреть интерес к тенденции смешения в кино художественного и документального. А самыми обсуждаемыми среди критиков картинами оказываются те, что сняты про саму природу кинематографа: с фильмом Панахи сравнивают (в крайне полемической форме) исповедальный «Ариран» Кима Ки Дука, пишут тексты про синефильский «Cut» другого иранца Амира Надери. Можно ли судить о зрительских предпочтениях по зрительскому призу, сказать сложно: все-таки у отечественной документальной работы на фестивале аудитория получается заведомо более лояльная.
Кажется, основной реакцией зрителей можно считать растерянность.
Все-таки в этом году на одной неделе прошли два не просто похожих концептуально, но родственных фестиваля: для тех, кто не следит за родословной российского кинофестивального движения, — программный директор 2-in-1 Алексей Медведев до того, как запустить свой фестиваль, формировал программу 2morrow, которым теперь занимается его бывший партнер Антон Мазуров.
Можно сколько угодно говорить о дружбе между фестивалями (о которой заявляли представители обоих фестивалей-конкурентов) и о том, что два хороших киносмотра лучше, чем один, но в итоге заинтересованный зритель (будем честны, не слишком еще многочисленный, хотя чисто визуально аудитория у обоих фестивалей выросла) оказывается в ситуации, когда нужно сориентироваться в двух довольно насыщенных событиями и показами программах, проходящих на шести разнесенных по Москве площадках.
Проблема не в том даже, что в одно время показывают несколько фильмов, из которых нужно выбирать, – это нормально для фестивалей, а скорее в логистической задачке, которую нужно решить выбирающему. Из имен в качестве приманки срабатывает Ким Ки Дук, а Панахи с Надери – все-таки нет. Разумно предположить, что кроме потребителей фестивальных хитов и узкого круга посвященных есть еще те, кто в принципе готов по рекомендации фестиваля с определенной репутацией посмотреть что-то, о чем они ничего не знает. Но чем больше набор столбцов с незнакомыми названиями и неочевидными именами, тем быстрее колеблющийся зритель сломается и отправится, к примеру, на Вуди Аллена. Не к священному же долгу синефила в такой момент взывать.