Устроители «Двух в одном» представляют свое видение того, что интересного и важного происходит в современном кино, а для разнообразия дополняют конкурсную программу болливудскими блокбастерами и лекциями про архитектуру в кино (в рамках соответствующей ретроспективы). Плюс назначают каждому из четырех дней фестиваля тему — последовательно пройдут День короткого метра, День «Свои 2000», День анимации и День документального кино.
Конкурс
В конкурсе собраны ленты неизвестные, но, по мнению составителей программы, отражающие то, что называется «актуальными тенденциями». Тенденции эти, впрочем, достаточно расплывчаты. Формально, художественное кино встречается с документальным, временами мигрируя в сторону современного искусства. Темы же режиссеров интересуют чаще всего хорошо знакомые.
Например, насилие.
Особенно детское. В «Play» шведа Рубена Остлунда подростки на регулярной основе грабят сверстников послабее и малолеток, но не применяют физическую силу напрямую, а пускают в ход жесткий психологический прессинг. Фильм основан на реальных событиях. Или недетское. В «Бычаре» бельгийца Михаэла Р. Роскама перекачанные гормонами животные и люди попадают в жернова криминальных схем торговли мясом. Или вот еще про детство и проблему лишнего веса, но без гормональных препаратов — сандэнсовский хит «Терри» американца Азазеля Джейкобса про толстого тинейджера, который находит способ превратиться из третируемого изгоя в героя школы.
Есть еще столкновение европейца с другим миром в фильме «Когда-то река была человеком» немца Яна Цабайля, проблемы иммигрантов в «Америке» португальца Жуана Нуну Пинту с Чулпан Хаматовой и интернациональным актерским составом, тайны прошлого в «Пожарах» франко-канадца Дени Вильнёва, крах семьи в «Тяжелой работе» бразильцев Жулианы Рохас и Марко Дутры.
На этом фоне выделяются чешская картина «Голова — руки — сердце» Давида Яржаба про расчленение трупов и оккультные секты в Европе на пороге Первой мировой войны и японский фильм иранца Амира Надери «Cut» про молодого режиссера, который задолжал якудза и в обмен на списание долгов дает бандитам избивать себя.
Вне конкурса
Вне конкурса собраны фильмы, оттеняющие вдумчивость лент основной программы. Так, в рамках «Московской полуночи» покажут один из полнометражных фильмов, в которые превращаются фальшивые трейлеры к «Грайндхаусу» Тарантино и Родригеса, — трэш-боевик «Бомж с дробовиком» Джейсона Айснера с Рутгером Хауэром в роли заглавного героя, которому поневоле приходится наводить кровавый порядок в городе, где власть держат в руках бандиты.
Но что там постмодернистские игры в низкий жанр, когда есть программа «Болливуд наносит ответный удар».
Ценители прекрасного давно уже обменивались ссылками на трейлер индийского фантастического боевика «Робот» (2010) режиссера Шанкара: описать происходящее в фильме невозможно — такое надо видеть. И, ура, сделать это можно будет на большом экране.
Соседствуют в программе с «Роботом», который отрекомендован здесь фантазией на тему «Терминатора», индийские ремейки «Крестного отца» и нолановского «Помни...» (Memento) — «Саркар» (2005) с Амитабхом Баччаном в главной роли (он и правда похож на Пачино) и «Гхаджини» (2008) А. Р. Муругадосса.
Отдельный восторг в истории с «Гхаджини» вызывает то, что это не просто вольный ремейк фильма «Помни...», а авторемейк ремейка, то есть еще одного фильма «Гхаджини», снятого тем же режиссером в 2005-м году, но с тамилоязычными артистами. В более поздней версии, которую и покажут на фестивале, говорят на хинди. В обоих «Гхаджини» рассказывается позаимствованная у Нолана история про мстителя с амнезией, который запоминает только события последних 15 минут. Разумеется, сюжет перестроен вокруг роковой встречи завидного бизнесмена с бедной красавицей из рекламы.
Среди же тематических дней выделяются посвященные анимации и неформальному творческому объединению «Свои 2000».
В День анимации покажут ретроспективы Дона Херцфельдта, Криса Шеперда и Дэвида О'Райли — молодых разрушителей канонов. Первый известен прежде всего абсурдистскими черно-белыми зарисовками про человечков, нарисованных в манере «палка, палка, огуречик...». У второго анимация деструктивно вторгается в и без того невеселую реальность, населенную живыми актерами, как в очень британском фильме «Молчание — золото». Третий же использует резкую остроугольную компьютерную графику для того, чтобы рассказывать мрачные истории с нестандартным нарративом, и нарисовал, в частности, пронзительнейшую картину «Пожалуйста, скажи что-нибудь» про отношения трепетной кошки и агрессивной мыши.
День «Своих» приурочен к успеху фильма «Шапито-шоу» Сергея Лобана и Марины Потаповой
и должен ближе познакомить публику с контекстом, в котором они существуют, то есть с творчеством их соратников и идейных товарищей — кинематографистов, художников, поэтов и всех-всех-всех: для начала покажут фильм «Пыль», а потом будут и стихи, и перформансы, и встреча Сергея Лобана со зрителями.
Суммируя, можно отметить, что, как в итоге ни оценивай насыщенность событиями разных фестивалей, но если в четырехдневной программе находится десяток любопытных фильмов, для живого человека этого уже достаточно: больше все равно не осилить.