Определение «независимое» в названии фестиваля является новинкой этого года и призвано описать направление, в котором двинулись организаторы. Теперь они официально собираются знакомить зрителей с не очень известным и совсем не известным кино, преимущественно малобюджетным или вовсе безбюджетным – но, по мнению составителей программ, находящимся на воображаемой передовой кинематографа.
Конкурс
Впрочем, это не означает, что не будет имен и названий, о которых зрители не были бы наслышаны. Откроется фестиваль фильмом Линн Рэмсэй «Нам надо поговорить о Кевине» — эта драма про родителей школьника-убийцы с Тильдой Суинтон и Джоном Си Рэйли участвовала в основном конкурсе Каннского фестиваля этого года.
Основная конкурсная программа «2morrow/Завтра» в этом году называется «Исповедь. Свидетельства. Дневники», что позволяет объединить прямые личные высказывания с фантазийной имитацией реальности.
Фильмы «Ариран» Кима Ки Дука и «Это не фильм» Джафара Панахи, например, могут быть описаны всеми тремя терминами из названия программы. А в норвежском «Охотнике на троллей» исповедальность искать вряд ли имеет смысл, но в качестве свидетельства и дневника он выглядит вполне убедительно.
В «Ариране», получившем главный приз конкурса «Особый взгляд» в Канне-2011, корейский режиссер документирует обстоятельства личного и творческого кризиса. На экране автор «Острова» и «Пустого дома» разбивает палатку посреди собственного дома и наглядно сходит с ума: общается со вторым собой и с собственной тенью, объясняет зрителям, как до такого дошел, много пьет и плачет.
Осужденный иранскими властями и находящийся сейчас в тюрьме Джафар Панахи в ленте, правдиво озаглавленной «Это не фильм» (также была показана в Канне), показывает день из своей жизни — тот, когда он ожидал очередного судебного решения:
в кадре режиссер рассказывает о планах, снимает из окна на iPhone ночной Тегеран, рассуждает о цензуре, пересказывает сценарий запрещенного к съемке фильма.
Снятый в популярном жанре мокьюментари «Охотник на троллей» Андре Овредаля выступает норвежским ответом «Ведьме из Блэр», «Паранормальной активности» и тому подобным произведениям – то есть притворяется документальным фильмом про то, как студенты поехали с камерой разоблачать браконьера и случайно раскрыли правду о существовании троллей. Ход откровенно не новый, но благодаря специфике скандинавского мира расцветает новыми красками.
Также в конкурс попали четыре документальные картины: участвовавший в венецианской программе «Бирмингемский орнамент» Юрия Лейдермана и Андрея Сильвестрова, «Тяга» Ивана Черняева про выживших в 1990-е, «Леша» Елены Демидовой про жителя сгоревшей летом 2010 года деревни (короткометражка, снятая учениками мастерской Марины Разбежкиной) и «Кальве» Доминика Аллана – фильм о том, как бывший охранник Жан-Марк Кальве превратился в современного художника. Плюс мультипликационный (и все равно узнаваемо румынский) «Крулик» Анки Дамиан и печальное тибетское «Затоптанное солнце» (участник кинофорума в Локарно и призер Ванкуверского фестиваля).
Программы и ретроспективы
Дополняет конкурс отчасти ретроспективная программа «Праздник непослушания», в которой тон задают «400 ударов» Франсуа Трюффо и «Ноль за поведение» Жана Виго. Современная часть программы в полном согласии с ее названием посвящена трудностям нежного возраста. Здесь покажут «Собирателя пуль» Александра Вартанова по пьесе Юрия Клавдиева и «Придет наш день» Ромена Гавраса — оба про жесткие обстоятельства отрочества.
Вообще, программ на фестивале с каждым годом становится больше, и это даже может стать отдельной проблемой: как показывает практика, выбирая из многого, растерянные зрители порой сдаются и не выбирают ничего.
Но в каждой программе найдется что-то, что не следовало бы пропустить.
В рамках ретроспективы Андрея Смирнова, например, покажут его новый фильм «Жила-была одна баба». Пройдут спецпоказы документального исследования творчества трэш-режиссера и продюсера, а заодно и подвижника независимого кино Роджера Кормана «Мир Кормана: Деяния голливудского бунтаря» и жесткой социальной драмы про встречу двух одиночеств «Тиранозавр» Пэдди Консидайна.
Короткая программа «Оммаж Элиа Казану» состоит из частично автобиографичной картины классика про бегущего за океан грека «Америка, Америка» и проникновенного фильма-посвящения «Письма к Элиа» Мартина Скорсезе — обращения настолько личного, что оно вполне могло быть и частью исповедального конкурса. В другой короткой программе Avant-garde покажут сновидческую элегию про путешествие во времени «Доброй ночи, Испания!» филиппинца Райи Мартина.
Ретроспектива «Знакомьтесь с автором» посвящена французскому кино-панк-поэту Ф. Ж. Оссану, художнику черно-белой эстетики немого кино, певцу насилия (в раннем творчестве) и естественного света (в более поздних работах). Режиссер лично представит свои фильмы, в том числе снятые в России короткометражки «Погасшее небо» и «Владивосток».
Совершенно обязательна к просмотру специальная программа фестиваля документального кино про музыку Beat Film Festival. В нее вошли история группы Pearl Jam, выстроенный вокруг нарезки из старых аудиоинтервью с покойным лидером группы Nirvana фильм «Курт Кобейн: История о сыне», яркие портреты образцово сумасшедшего музыкального подпольщика из Остина «Дьявол и Дэниел Джонстон» и тихого шведского неофолкера «Необыкновенно обыкновенная жизнь Хосе Гонсалеса». А также – хаотический дневник жизни калифорнийского скейтера Джоша Сандовала «Драконоубийца», который оборачивается портретом беспечного поколения пустых бассейнов, трейлерных стоянок, гаражных распродаж и полного отсутствия представления о завтрашнем дне.
К вопросу о том, как убедить людей ходить на фестивальные показы: в этом году устроители «2morrow/Завтра» ввели еще два новшества:
в профессиональном жюри фильмы теперь судят только молодые кинокритики, а основной наградой фестиваля станет зрительский приз.
Более того, призовой фонд также оказывается на совести публики: чем больше будет куплено билетов в этом году, тем более существенная награда достанется победителю. Для независимого кино – вариант вполне логичный.