В немецком городе Байрейте 25 июля начинается традиционный фестиваль музыки Рихарда Вагнера. Фестиваль был основан самим композитором в 1876 году и в этом году проводится в 100-й раз. Помимо традиционной программы, включающей оперу «Тангейзер» на открытии и другие работы Вагнера разных лет, во время фестиваля состоится концерт Камерного оркестра Израиля. 26 июля оркестр под управлением Роберто Патерностро исполнит симфоническую поэму «Зигфрид-идиллия». Помимо музыки немецкого композитора на концерте будут исполнены пьесы композиторов-евреев — израильтянина Цви Авни, немца Феликса Мендельсона и австрийца Густава Малера.
«Идеология Вагнера и его антисемитизм — это ужасно, но с другой стороны — он был великим композитором. И в 2011 году мы уже должны отделять человека от его творчества», — рассказал Патерностро агентству Reuters.
Дирижер назвал подготовку к концерту «трудной дорогой», но заявил, что у него не было сомнений в необходимости такого поступка: Патерностро — сам еврей, а его мать и родственники пережили Холокост.
«Моим самым большим убеждением была необходимость примирить Израиль и Вагнера», — сказал он.
В Израиле музыка Вагнера находилась под негласным запретом, причем бойкот был объявлен до образования этой страны: такое решение в 1938 году принял Палестинский оркестр (позже преобразованный в филармонический оркестр Израиля) после «Хрустальной ночи» — еврейских погромов в нацистской Германии в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года. Сейчас музыку немецкого композитора не передают теле- и радиостанции страны, а попытки исполнить её со сцены вызывают бурные дискуссии в обществе. Главную роль в такой позиции сыграло как мировоззрение самого Вагнера, так и любовь к музыке композитора со стороны Гитлера.
За прошедшие 70 лет попытки нарушить табу предпринимались неоднократно.
Лучшие дирижеры Израиля Зубин Мета и Йегуди Менухин пытались договориться об исполнении музыки опального немца, но не преуспели (впрочем, соотечественники осудили их уже за одно желание). А вот Даниэль Баренбойм сумел уговорить своих музыкантов (правда, из оркестра Берлина) и в 2002 году исполнил на Израильском музыкальном фестивале отрывок из оперы «Тристан и Изольда». Баренбойм предупредил публику об том, что они будут слушать запретную музыку, и часть слушателей действительно покинули зал, но оставшиеся отблагодарили дирижера овацией.
Впрочем, на собственно табу данные демарши никак не повлияли. Баренбойму, который к тому же выступил еще и в Рамалле для арабской аудитории, пришлось извиняться за все свои выходки, чтобы в 2004 году получить израильскую «нобелевку» — премию Вольфа. Да и Камерный оркестр Израиля не смог репетировать Вагнера на родине — даже это было сочтено недопустимым.
«Для выступлений с такой музыкой в Израиле еще не пришло время», — констатировал Патерностро, отметив, что всё больше людей «поворачиваются к Вагнеру, особенно среди молодежи».
Поддержку Патерностро выразили музыканты оркестра, а организатор фестиваля Катарина Вагнер и канцлер Германии Ангела Меркель прислали приветственные телеграммы.