Судьба Карена Хачатуряна сейчас кажется предопределенной уже потому, что дядей ему приходился автор «Спартака» Арам Хачатурян, а отцом – основатель Армянской драматической студии Сурен Хачатурян. Тем не менее все могло сложиться иначе. В детстве Карен Суренович, окруженный театральными и литературными деятелями, благоговел перед театральной сценой настолько, что смастерил дома что-то вроде вертепа, в котором показывал импровизированные спектакли.
По его собственным словам, больше всего в театре его всегда завораживал оркестр, и, когда пришло время выбирать профессию, он, окончив музыкальную школу по классу фортепиано, отправился в училище при консерватории, а потом на теоретико-композиторский факультет.
Его поступление совпало с началом войны, и обучение было прервано службой в Ансамбле песни и пляски МВД. Здесь случились и первые практические композиторские опыты: Хачатуряну в предельно краткие сроки приходилось заниматься оркестровками и сочинением строевых песен. Получив этот опыт, Карен Суренович по окончании войны вернулся к обучению, его наставником стал Дмитрий Шостакович. Главное, что он вынес из этого общения, – готовность к экспериментам и широту композиторского поиска, позволившую ему в дальнейшем работать в самых разных музыкальных областях.
Вслед за первыми классическими опытами (соната для скрипки и фортепиано стала классической в исполнении Давида Ойстраха и получила первую премию на I Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге) Хачатурян обратился к обожаемому с детства театру.
Уже в начале 50-х он создал музыку для нескольких драматических постановок («Два веронца» в Театре им. Вахтангова, «Виндзорские насмешники» в Театре им. Моссовета), написал в 1959-м оперетту «Простая девушка». Тогда же он начал работать и в кино – любимые старшим поколением «Високосный год» и «Семь нянек», уже классические «Вий» и «Выстрел» были бы иными без его музыки. Во главу угла Хачатурян всегда ставил актуальность, о которой современные композиторы, тяготеющие к симфоническим формам, имеют привычку забывать.
Именно благодаря этой черте Карену Суреновичу удалось поработать в самых разных областях – помимо кино, театра и серьезных классических работ он написал музыку для классических советских мультфильмов «Необыкновенный матч» и «Когда зажигаются елки»; его балет «Чипполино», в котором в полной мере проявились утонченность и остроумие композитора, был удостоен в 1976 году Госпремии.
Собственно музыкальную деятельность Хачатурян многие годы совмещал с административной работой: с 1957 года он являлся членом правления Союза композиторов, состоял в редколлегии журнала «Советская музыка». А благодаря его работе в обществе «СССР — Африка» Занзибар и Сомали получили свои гимны – их автором тоже стал Карен Суренович Хачатурян.